середа, 8 листопада 2023 р.

Ідеологія

Так, ідеологія гармонічного суспільства. Тут файлом, а далі ще і текстом. Саме з того файлу.

ИДЕОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО ОБЩЕСТВА

Тезисы 2023

Марк Иванович Зобов

к.т.н., Председатель Ассоциации «Духовно-интеллектуальный выбор», ученый секретарь Народной академии наук ВЕЧЕ, координатор Оргкомитета Международного общественного движения «За гармоничное общество!».

Украина, г. Харьков, mark.zobov@gmail.com

Наша жизнь — это то, во что ее
превращают наши мысли
Марк Аврелий

Введение

Идеология гармоничного общества – система логически взаимосвязанных идей, целей, ценностей, принципов, методов и понятий, служащих методологическим основанием для решения задач социального анализа, проектирования и формирования гармоничного общества – совершенного единения людей друг с другом, с Природой и Вселенной, при котором всем предоставлены равные возможности для реализации их стремления к счастливой жизни на основе любви, свободного и ответственного саморазвития, самосовершенствования и самореа-лизации на свое и всеобщее благо.

Идеология гармоничного общества призвана послужить преодолению идеологического хаоса и неопределенности будущего человечества, возникших после краха основанной на коммунистической идеологии системы стран социалистического содружества во главе с СССР и приданию осмысленности и целенаправленности дальнейшему развитию утратившего экзистенциональные ориентиры мирового сообщества. Стать идейно-теоретическим основанием для исторически выстраданного перехода человечества от эпохи дикости и варварства, со свойст-венным ей насилием и войнами, к эпохе ненасильственного, цивилизованного мироустройства.

Идеал гармоничного общества отражает в себе общечеловеческое стремление к счастью через самореализацию, органично соединяя в себе высокое гуманистическое начало с прагматической направленностью. С одной стороны, на путях самореализации в семейной жизни, труде и досуге каждый будет иметь возможность творить свое счастье и, с другой  через самореализацию каждого обеспечится максимально эффективное использование основного ре-сурса – человеческого потенциала. Идеология гармоничного общества базируется на трех орга-ничных природе человека базовых принципах человеческого общежития - целесообразности, необходимости и возможности, становления которых обусловлены достигнутым уровнем и тен-денциями общественного развития:

1. Принцип верховенства любви.

2. Принцип естественного права собственности на природные ресурсы и результаты своего труда.

3. Принцип народовластия.

В гармоничном обществе, основанном на данных принципах и предоставляющем всем равные возможности для реализации стремления к счастливой жизни на основе любви и самореализации на свое и всеобщее благо, будет естественным:

1. Жить возвышенной духовной жизнью:

– творить добро;

– ценить прекрасное, приумножая его;

– стремиться к знаниям;

– вести здоровый образ жизни;

– бережно относиться к природе.

2. Жить по справедливости:

– обеспечивать соблюдение равенства прав, свобод, возможностей, обязанностей и

ответственности человека и гражданина;

– признавать право человека на результаты своего труда, считать общей собственностью, достоянием и ценностью всё, что создано природой и общим трудом;

– распределять блага по результатам труда и посредством системы социальных гарантий; обеспечивать бесплатное лечение, обучение и воспитание.

3. Жить в мире и согласии:

– выстраивать отношения на принципах диалога;

– занимать солидарную гражданскую позицию – один за всех, все за одного;

– участвовать (на равных основаниях) в принятии общественно важных решений.

Становление гармоничных общественных отношений – длительный эволюционный процесс протяженностью не в одно поколение, предполагающий на первом этапе утверждение народовластия – ключевой предпосылки для всех последующих трансформаций общества на благо всех и каждого. Путь к народовластию – полноценному общественному самоуправлению, при котором все смогут участвовать на равных основаниях в принятии общественно важных ре-шений, - пролегает через раскрытие внутреннего потенциала народа, пробуждение в людях граж-данских начал, политического и правового просвещения, структурирования и самоорганизации. Только просвещенный и организованный как единая семья народ, вдохновленный высоким смыслом общественного бытия, способен осуществлять народовластие, быть хозяином своей судьбы.

Действие указанных базовых принципов разворачивается в духовной, экономической и самоуправленческой сферах жизнедеятельности общества следующим образом.

I. Духовная сфера

Принцип верховенства любви означает, что любовь, как первооснова духовности человека и общества и единственная гарантия сохранения и развития рода человеческого, является систе-мообразующим началом всех общественных и межличностных отношений.

Идея верховенства любви закладывалась в общественное сознание издавна, еще в религиозной форме через Священное Писание, где любовь – самый большой дар человеку от Святого Духа, приняв который человек становится святым, духовным. В силу этого, идея верховенства любви оказалась эквивалентна и идее верховенства духовного начала. Определен-ная таким образом духовность через любовь универсальна и может приветствоваться в равной мере и религиозным, и светским сообществом, если не акцентировать источник любви (зарожда-ется ли она у ребенка еще в раннем детстве в атмосфере материнской любви или она принимается человеком от Всевышнего?). Кто-то принимает идею Бога, кто-то нет, а любовь в сердце человека может быть или не быть, вне зависимости от этого обстоятельства. Главное, чтобы, как универ-сальное связующее мироздания, проявляющееся в человеке через заботливое, бережное, трепет-ное (вплоть до самопожертвования), осознанное отношение ко всему, что дорого (к людям и их твореньям, природе, мирозданию в целом) - она была...

Приоритетная позиция в идеологии гармоничного общества темы любви обусловлена сверхактуальностью проблематики бездуховности, разлагающей общество. «Быть человечеству или не быть?» – так в императиве стоит сегодня вопрос. Актуальны слова известного фран-цузского писателя, члена Французской академии А. Моруа: «Следующее столетие либо будет духовным, либо следующего столетия не будет вовсе» и академика Национальной академии наук Украины Ю. Пахомова «Если дух уступит материи, она сотрет личность и общество».

«Миру катастрофически не хватает любви!» – бродит эхом по лабиринтам интернета.

Сегодня на капиталистическом этапе развития мирового сообщества, основанном на рыночной экономике, – в «обществе массового потребления» – духовность попрана и домини-рующей ценностью является потребление. Приверженцами потребительской модели развития общества являются представители бизнеса, прибыль которых напрямую зависит от уровня пот-ребления произведенных на их предприятиях товаров. Поэтому вся аудиовизуальная среда человека перенасыщена бизнес-рекламой – «двигателем экономического прогресса», и иными средствами воздействия на психику человека, на его подсознание, инстинкты, примитивизируя человека, побуждая в нем чрезмерное стремление к потреблению. Таким образом, общество в целом оказывается жертвой манипуляции со стороны его самой активной, предпринимательской части.

Один из ярких представителей Франкфуртской философской школы Г. Маркузе, по итогам длительного исследования современного общества, опубликовал в 1964 г. труд, снискавший ему славу – «Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества». Автор исследования обнажил истинную суть того общества, которое называется свободным (либеральным), в то время как на самом деле в нем царит завуалированный неототалитаризм, где людям навязана психология потребительства. По мнению Г. Маркузе для позитивного измене-ния общества человек должен совершить «Великий Отказ» – изменить направление своих пот-ребностей от эксплуатации природы в сторону гармонии с ней, обратив свои желания и чувства к высокой духовности. Не совершив этого, человечество обречено на гибель. Несомненно, что, только опираясь на духовное начало у человечества есть шанс на достойное выживание от воздействующих на планету Земля разрушительных последствий. Поэтому на смену домини-рующей сегодня в мире стратегии потребительской глобализации (основанной на формировании в обществе потребительской психологии и хищническом использовании природных ресурсов, ведущей к экологической катастрофе, гибельной для человечества и для всего живого на Земле) должна прийти стратегия духовной глобализации. При этом, конечно же, следует привести к высоким духовным стандартам и все иные сферы общественной жизни – экономику, политику и т.д., иначе позитивного результата не будет. Если, к примеру, экономическая система по-прежнему будет допускать аморальную эксплуатацию человека человеком, то сколько ни говори о любви к ближнему, о духовности или о морали, ее не прибудет, пока в жизнеобеспечивающей сфере общества, в его экономическом базисе будет заложен бездуховный принцип "человек человеку – волк". Вместе с тем, несмотря на критичность положения с духовностью, следует отметить уже начавшиеся подвижки общественного сознания в позитивном направлении.

Генеральная Ассамблея ООН в 2011 году приняла Резолюцию 65/309 «Счастье: целостный подход к развитию», в которой говорится, что "счастье олицетворяет всю совокупность целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия". Этой исторической резолю-цией мировое сообщество подвело черту под извечным главенством задач материального обеспечения и впервые вывело на высшую позицию: духовное стремление человека к счастью – единой наивысшей общечеловеческой цели, о которой когда-то могли мечтать только авторы утопий. Революционный перелом в сознании человечества стал возможен благодаря тому, что был достигнут такой уровень развития производительных сил, при котором оказалось реальным полностью удовлетворять жизненно важные материальные потребности человека и перенести акцент в его жизнедеятельности с материального потребительства на духовное раскрытие внутреннего природного потенциала – наполнить жизнь любовью и устремиться к счастью: поз-навать истину; делать добро; ценить и творить красоту, самореализуясь во всех своих прояв-лениях, трудясь физически, духовно и испытывая при этом радость творца (кто бы ты ни был – президент, министр, учитель, врач, предприниматель, ученый, рабочий, селянин…). Для утверждения такого одухотворенного образа жизни человека и общества, наполненного высокими смыслами бытия, и разработана Идеология гармоничного общества. Идеи духовности, идеи социальной гармонии и гармонии в отношениях человека с природой, Вселенной обретают все более громкое звучание. Мировое сообщество постепенно осознает, что оно стоит у черты, и надо отказываться от всепожирающего потребительства, становиться на путь возвышения своей жизни и воспитания личностей, живущих по духовным законам – по законам любви. И только преуспев в этом, человечество сможет успешно решить свои земные проблемы, а затем и достой-но выйти за пределы своей колыбели. Очень удачно сказал на эту тему американский гитарист, певец и композитор Джи́ми Хе́ндрикс: «Когда власть любви превзойдёт любовь к власти, настанет мир на земле».

Как же сделать так, чтобы сердца людей наполнялись такой любовью, и она бы не имела границ, согревала собой весь окружающий мир?

Есть точка зрения, что возвышение духовности можно осуществить исключительно усилиями институтов гражданского общества с помощью проповеднической, просветительской деятельности, уговорами, морализированием и т.п. Это заведомо ложная постановка задачи. Ведь проиграл же на Западе столь мощный социальный институт как церковь, борьбу за счастье и свой капитал. Более того, так как авторитет церкви и заповедей во власти имущих, религия на Западе стала мишенью для критики.

Но, наряду с церковью тысячелетиями пробуждают в людях добрые, возвышенные чувства поэты и писатели, деятели искусств – инженеры человеческих душ. Их многовековой подвиг в борьбе со злом в человеческих сердцах никак не отмечается в общественных науках (где речь идет в основном о развитии материальной сферы, демократических институтов, правовых отно-шений, но не о развитии духа человеческого). А ведь, несомненно, что в самом центре многове-кового, пока еще не организованного, движения духовной глобализации была, есть и будет твор-ческая гуманитарная интеллигенция, которая своим словом возвышает сознание людей, продви-гает человечество к вершинам его бытия. И здесь впору призвать:

Гуманитарии всех стран – объединяйтесь!

И вместе с тем, нет никаких сомнений, – только при проведении целенаправленной государственной политики возможна трансформация общественного сознания в направлении предложенных высоких духовных идеалов. Эта политика должна предусматривать:

 культивирование высокодуховных, нравственных идеалов, стремление к научным знаниям, постижению и творению прекрасного, ведение здорового образа жизни в сочетании с мерами, препятствующими популяризации асоциальных явлений (насилия, жестокости, нарко-мании и иных человеческих пороков, демонстрации насилия в качестве нормы в человеческих отношениях и утверждению в качестве культурных героев индивидов, способных эффективно осуществлять насилие);

 должное бюджетное финансирование духовной сферы деятельности, стимулирование частного инвестирования в нее. Придание высокого социального статуса и приоритетного уровня в материальной оценке труда людям, формирующим ценностные ориентации социума – работ-никам сферы культуры, воспитания и образования;

 переориентацию информационного пространства (аудиовизуальной среды) на задачу формирования одухотворенной личности. Более 50% рекламного пространства должны быть предназначены для этого.

Эффективность реализации данных задач по одухотворению общественного сознания можно объективно оценивать методом от обратного – по уменьшению числа зарегистрирован-ных органами статистики проявлений бездуховности в виде асоциальных явлений: убийств, на-силия, наркомании, суицидов… И в результате реализации указанной политики сформируется гармоничное общество, в котором каждый будет ощущать себя членом большой и счастливой семьи и обладать качествами одухотворенной личности, ориентирующейся на базовые духовные ценности: счастье, любовь, истину, добро, красоту


«Кристаллическая» структура одухотворенной гармоничной личности похожа на структуру самого прочного природного минерала – алмаза. И эта параллель символична, поскольку тот, кто несет в своем сердце любовь, становится подобным по своей прочности и стойкости алмазу, восходит на самые высокие вершины человеческих достижений, преодолевает самые сложные испытания. Он не спасует перед опасностью, его не подкупит злато, не изъест коррозия лести, чувства его не притупятся от сладкоголосого звука медных труб. Взращенные в нем на основе базовых духовных ценностей человеческие добродетели удержат его от любых искушений. Человек сотворен свободным в своем выборе – он завсегда арена внутреннего противостояния противоположных начал: любви и ненависти, истины и лжи, добра и зла, красоты и уродства. И нет той низшей черты, куда не мог бы пасть человек. Но и нет той вершины, на которую он не смог бы подняться, и помощником в этом ему будет гармоничное общество. Вся система экономических, политико-правовых и иных отношений гармоничного общества исключает провоцирование человека на низменные поступки, стимулирование в нем ненависти, стремления к насилию, лжи, воровству, предательству и другим асоциальным явлениям, осуждаемым человечеством испокон веков. Гармоничное общество, наоборот, будет побуждать к высоким устремлениям, укреплять в человеке его природные добродетели: состра-дание, отзывчивость, моральность, совестливость, честь, честность, порядочность, верность, ответственность, достоинство, благородство, великодушие, скромность, справедливость, альтруизм, дружелюбие, стремление к познанию, вдохновение ценить и творить красоту…

II. Экономическая сфера

Экономическая сфера – сфера отношений собственности в хозяйственной деятельности общества. Отношения собственности – отношения между людьми и людей (касательно объектов права собственности в процессе присвоения, отчуждения, владения, пользования и распо-ряжения объектами права собственности). Отношения собственности регулируются правом собственности – совокупностью правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют отношения субъектов права собственности к объектам права собственности и между собой. Право собственности осуществляется человеком в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц. Отношения собственности в хозяйственной деятельности общества являют собой основу экономики, определяют правила распределения произведенных обществом благ, соответствующую мотивацию к труду, общественное признание или непризнание существующего порядка справедливым, уровень социальной напряженности и общий моральный климат в обществе.

Реализация базового принципа естественного права собственности на природные ресурсы и результаты своего труда призвана гармонизовать экономические отношения и снять раз и навсегда многовековую проблему несправедливости в экономике. Реализация данного базового экономического принципа возможна исключительно в условиях народовластия и вкупе с двумя другими системно организованными принципами:

1. Принцип правосубъектности народа и территориальных общин.

2. Принцип естественного права собственности на природные ресурсы и результаты своего труда.

3. Принцип распределенного права собственности.

Рассмотрим действие данных принципов.

Принцип правосубъектности народа и территориальных общин

Данный принцип означает становление народа страны в статусе верховного собственника, главного субъекта права собственности на природные ресурсы страны и на общественные средства производства. Территориальные общины действуют как субъекты права в рамках пол-номочий, наделяемых народом страны.

При этом все объекты права собственности на планете Земля классифицируются по территориальному признаку на общечеловеческие, национальные и территориальные.

Природные ресурсы планеты Земля являются общим достоянием человечества и всех иных ее обитателей. Особо ценные и редкие ресурсы имеют статус объектов Всемирного наследия и находятся под защитой мирового сообщества. Ответственное рациональное использование природных ресурсов людьми на территориях стран осуществляют народы страны (нации), на территориях административно-территориальных единиц - соответствующие территориальные общины.

Национальным достоянием является совокупность материальных и духовных ресурсов, благ и ценностей, принадлежащих народу страны (нации) и составляющих основу его устойчивого существования и развития.

Достоянием территориальных общин является совокупность материальных и духовных ресурсов, благ и ценностей, принадлежащих территориальным общинам и составляющим основу их устойчивого существования и развития.

Отношения собственности и их правовое оформление исторически развиваются вместе с развитием производительных сил. Неизменным остается одно – обладатель верховной власти в стране является одновременно и верховным обладателем (собственником, субъектом права собственности) всех объектов собственности на территории страны, имея возможности для любых действий по отношению к ней. Данная модель властвования и отношений собственности действует испокон веков. При этом верховная власть исторически всегда принадлежала узкому кругу лиц или отдельным персонам страны. Нынче верховная власть в странах все более концентрируется уже не столько в кругу национальных элит, сколько в международных теневых структурах, попирающих суверенитет государств. В этой ситуации становление в странах народовластия и обретение народами своего верховенствующего положения – единственный способ сохранения национального суверенитета. При грядущем неизбежном становлении народовластия народ, как первичный субъект общенационального самоуправления, через свою верховную власть над всеми людьми станет властвовать непосредственно или опосредованно и над всеми ресурсами в стране, в том числе над средствами производства всех субъектов хозяйственной деятельности, предписывая правила пользования средствами, облагая налогами и т.д. Следовательно произойдет по сути своей обобществление всех средств производства в единое народное хозяйство и включение их в состав единого национального достояния. Так народ реально превратится в суверена - хозяина страны – верховного собственника, а все остальные собственники фактически – в управляющих своими объектами собственности. При этом статус собственника на средства производства будет означать в первую очередь статус лица, ответственного за управление объектом собственности на свое и всеобщее благо. Собственность обязывает. Таким образом, на смену праву собственности на средства общественного производства, исходно исторически означавшему полное господство собственника над объектом собственности, приходит, по сути своей, ограниченное право управления. При этом, благодаря властному верховенству народа мировое сообщество будет навсегда избавлено от ущемляющей экономические права и унижающей человеческое достоинство эксплуатации, осуществляемой посредством принуж-дения к труду насилием, голодом, психологическим давлением, обманом … с целью присвоения его результатов.

Принцип естественного права на природные ресурсы и результаты своего труда

Согласно данному принципу признаются естественными права совладения природными ресурсами, права личной собственности на результаты своего труда и права общей собственнос-ти на созданное общим трудом, если иное не оговорено договором.

Право собственности на результаты своего труда - естественное право, не требующее доказательств, также как естественные права человека на жизнь и свободу, - они дарованы природой. Собственность изначально выступала как продукт труда и человек присваивал резуль-таты своего труда. Это естественное положение было нарушено по мере роста производитель-ности труда и появления возможности присвоения плодов чужого труда силовым или обманным путем. Способствовало этому и последующее разделение труда, когда каждый по отдельности уже не мог присвоить результат своего труда, присвоению подлежал результат труда целого коллектива (сложившийся порядок присвоения результатов чужого труда является несправедли-вым и аморальным и подлежит отмене). Надо вернуться к естественной морали и праву, и строить отношения собственности на едином подходе – всё, что создано человеком, является его собственностью, всё что создано природой и общим трудом, является общей собственностью, если иное не оговорено договором. И уже с этой исходной позиции выстраивать систему произ-водственных отношений с участием субъектов хозяйствования всех форм собственности. Только так может быть устранено противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения, только так может быть исключена эксплуатация человека человеком и восторжествует справедливость.

Согласно данному принципу, участники производства еще до начала производственного процесса заключают коллективный договор о том, как вместе трудиться и как распределять произведенное. При этом исключается возможный антагонизм участников производства, пос-кольку их отношения выстраиваются любым взаимоприемлемым для них образом на основе гармонии интересов. Одновременно, никто ничем и никем не понуждаем к невыгодному договору в силу наличия социальных гарантий, которые могут быть реализованы разными способами, в том числе введением безусловного базового дохода, когда каждый человек безотносительно его трудового участия, получает минимальный доход в размере, который определяется законом и обеспечивает реализацию базовых потребностей человека. Этот доход, с одной стороны, позволит безработным жить достойно, не берясь за любую работу, а с другой стороны не приведет к отказу от удовлетворения потребности в самореализации, от поиска инте-ресной и хорошо оплачиваемой работы. Основанное на данном подходе богатство договорных форм совместной хозяйственной деятельности позволит всем наилучшим образом реализовать себя в производственной сфере. Каждый сможет найти приложение своих сил в рамках наиболее комфортных для него производственных отношений, будь то: народное предприятие, общинное предприятие, предприятие с одним или несколькими собственниками средств производства …

Принцип распределенного права собственности

Данный принцип означает распределение правомочий по отношению к объекту собственности между различными субъектами собственности. Он обеспечивает гибкое правовое регулирование всей той цветущей сложности отношений собственности, которая возникает при реализации первых двух принципов. По отношению к любому предприятию любой организационно-правовой формы может быть узаконен пакет правомочий (с соответствующей ответственностью), распределенных должным образом. Это могут быть, к примеру, одновремен-но права народа и государственных органов, права территориальных общин и органов местного самоуправления, права трудового коллектива и права «собственников». Нечто аналогичное было в советской системе, где те же госпредприятия имели помимо государственных обязательств и определенные обязательства перед местными общинами (строительство жилья, детских садов), перед местными советами и т.д. Т.е. у нас это уже было и теперь аналогичное надо сформировать в смешанной экономике.

С идеей распределенного права собственности можно ознакомиться в статьях зав. кафедрой экономики и управления городом Санкт-Петербургского государственного экономического уни-верситета, доктора экономических наук, профессора С.Н. Максимова - «Собственность в современной экономике: традиции и новации» и ««Распределенная собственность» как современный режим функционирования отношений собственности». Распределенное право собственности сродни англосаксонскому праву, и как отмечает автор: «Ценность такого подхода состоит в том, что распределение правомочий, входящих в полное право собственности, поз-воляет использовать один и тот же объект собственности рядом экономических субъектов, что делает их «частичными» собственниками и повышает заинтересованность в эффективном использовании объекта».

Классификация форм собственности, приведенная в соответствие предлагаемым трем экономическим принципам, может быть представлена следующим образом:

III. Общественное самоуправление

Принцип народовластия отражает тот очевидный факт, что гармоничное общество, в котором всем предоставлены равные возможности для самореализации на свое и всеобщее благо, возможно только в том случае, когда верховная власть в стране принадлежит народу, отстаива-ющему интересы всех и каждого. Никакие властные группировки, возвысившиеся над народом, не могут быть выразителями чаяний народа (которые будут придерживаться, в первую очередь, своих интересов) по определению. Поэтому, задачей номер один является становление реального народовластия – наивысшей формы демократии и народного суверенитета как общественного самоуправления, при котором народ страны, обладатель верховной власти, владелец природных богатств и народного хозяйства, и его территориальные общины в пределах своих полномочий непосредственно в лице избирателей определяют принципы организации и правил общественной жизни, ставят задачи самим себе и соответствующим сформированным ими органам управления, контролируют их выполнение.

В мировом сообществе, благодаря росту общей культуры, появлению интернета и мобильной связи, резко ускорились процессы становления народовластия как коллективного разума (ноосферы), что позволяет гражданам принимать активное участие в управлении страной, осуществлять прямое народовластие, вести народное хозяйство. Консультации первых лиц государств с гражданами, а также личное участие граждан в написании проектов конституции и их принятии, становится демократической нормой. Народ и его территориальные общины обретают субъектность и возможность напрямую ставить задачи органам управления и контролировать их исполнение. Многовековая эпоха толпо-«элитарной» модели общественного самоуправления, когда немногие правят остальными, завершается. Народовластие – неизбежность эволюционного развития общества, и только его становление во всем мире позволит справиться с теми кризисными явлениями, которые угрожают сегодня гибелью челове-чества. Поэтому первоочередной задачей для народов всех стран является становление реальной демократии, при которой народ и его территориальные общины сами определяют правила сов-местной жизни, ставят задачи самим себе и органам управления, контролируют их исполнение.

Решение этой задачи уже сегодня вполне посильно благодаря росту общей культуры, развитию интернета и мобильной связи. В мире реализуются всевозможные проекты электрон-ного правительства. Ширится применение электронного голосования при проведении выборов и референдумов. Множится мировое общественное движение real democracy movement. Системно функционирующие механизмы прямого (непосредственного) народовластия гарантируют верховенство общественных интересов над групповыми и индивидуальными. Они обеспечивают народный контроль за деятельностью органов управления; введение по инициативе граждан новых норм, законов и отмену устаревших; досрочную замену представителей органов управления, которые утратили доверие. Общественное самоуправление реализуется открытым и публичным образом на всех уровнях территориальной самоорганизации граждан, на основе принципа субсидиарности в соответствии с административно-территориальным структурирова-нием страны.

Формы самоуправления у самоорганизовавшихся общин могут быть разными, по желанию самих общин и при условии соблюдения в них прав человека и гражданина. Перспективным признается развитие частноправовых договорных отношений, формируемых исключительно на принципе согласия. Обществом поддерживается такая форма организации межчеловеческих отношений, а также формирование на их основе общин.

Народовластие реализуется на всех уровнях территориальной самоорганизации граждан, начиная с территориальной общины многоквартирного дома или улицы в частном секторе до общегосударственной общины – народа страны, согласно общей схеме самоуправления: 

На рисунке восходящими стрелками обозначены пожелания, инициативы, проекты..., а нисходящими – принятые решения.

Процесс самоуправления на общегосударственном пространстве и на территориях осуществляется посредством реагирования на желания граждан и членов территориальных общин путем подготовки, принятия и исполнения решений трех уровней:

1. Решений народа страны или территориальной общины, которые принимаются с помощью механизмов прямого волеизъявления (референдум, собрание и т.д.) и имеют статус управленческих решений наивысшего уровня в стране или на соответствующей территории. Референдумы или собрания проводятся регулярно (не реже одного раза в год) по стандартному набору вопросов (итоги деятельности, утверждение планов развития и т.п.) и по инициативным вопросам.

2. Решений представительных органов, состав которых избирается территориальными общинами, и которые наделены полномочиями принимать нормативно-правовые акты, утверждать бюджеты и планы развития, назначать на конкурсной основе и отзывать высших руководителей исполнительных органов управления, наделенных в рамках имеющегося бюджета единоличными полномочиями формировать структуру исполнительного органа и осуществлять в нем кадровые назначения.

3. Решений высокопрофессиональных исполнительных органов, которые готовят проекты решений представительных органов (в том числе проекты бюджетов и программ развития), вносят их на утверждение в соответствующий представительный орган и обеспечивают выполнение. Подготовка проектов осуществляется совместно с представителями общественных объединений в общественных советах, где происходит организованное взаимодействие всех заинтересованных субъектов общественного развития: представителей науки, органов управ-ления, деловых кругов, гуманитарной сферы, профсоюзов, общественных организаций и т.д.

Порядок подготовки и принятия коллегиальных решений должен быть таким, чтобы обеспечить их высокое качество, признаком чего может служить уровень согласия при принятии. Следует стремиться к переходу от процедуры принятия решений большинством голосов к процедуре консенсуса, при котором нет не согласных с принимаемым решением. Таким образом будет исключаться насилие большинства над меньшинством.

Механизмы прямого народовластия (референдум, общее собрание и т.п.) функционируют постоянно в планово-ритмическом режиме плюс по мере необходимости. Выглядит это следующим образом: ежегодно в конце года проводится референдум, на котором рассматриваются запланированные обязательные вопросы (отчет органов управления за год, оценка их деятельности и плановые ориентиры на следующий год и т.п.) плюс инициативные вопросы, в том числе другие обязательные по теме вопросы и вопросы по народной инициативе. Такой ежегодный референдум обеспечивает руководящую роль народа в вопросах развития страны, а также ставит под народный контроль все государственные органы управления и по своим последствиям может приводить к отставке состава органов или их руководителей, если народ выразит недовольство их работой. Другие обязательные по теме вопросы – это вопросы, которые относятся к исключительной компетенции народа, а именно: изменения в конституции; определение цели, курса и стратегии развития страны; вопросы народной собственности; важные финансовые вопросы; ключевые вопросы международных отношений и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идеал гармоничного общества, как и идея гармонии в целом, берут свое начало из глубин веков в культурах разных народов. При этом развитие представлений о гармоничном обществе, как совершенном идеале, прошло путь от уровня утопий до практики современного государ-ственного строительства. В XIX веке представитель западной философской мысли Ш. Фурье заявил, что «на смену цивилизации должен прийти высший общественный строй - строй гармо-нии, который представлялся бы как историческая необходимость». О гармонии говорит и философия Логоса, философия цельного и органического знания, для которого свойственно «равно-весие ума и сердца, наличие анализа и интуиции», предложенная в XVIII веке родоначальником украинской и русской философской мысли Г. С. Сковородой. Между тем, на давних идеях Конфуция уже в XXI веке приступил к построению гармоничного общества Китай. Так на смену доминировавшей полтора столетия в умах реформаторов марксистской идеологии, основанной на теории классовой антагонистической борьбы, приходит новая идеология – идеология гармоничного общества. Эта идеология находится пока еще на начальной стадии проработки, поэтому для всех творчески мыслящих и живущих идеями совершенствования обществ имеется терминологически очерченное пространство смыслообразования, где каждый имеет возмож-ность сделать свой мазок в картину гармоничного Будущего человечества.

Приглашаем к сотрудничеству в деле проектирования и воплощения в жизнь!

Идеи Гармонии вдохновляют людей! Єднаймося!

---

А цікаво було б залучити до обговорення і Баку? Без проблем: 1, 2, 3, 4

Немає коментарів:

Дописати коментар

Будь ласка, не вагайтесь, Ваша думка важлива.