Не по плечу он оказался и Горбачеву с
его перестройкой, необходимость которой объективно вызрела по причине
катастрофического экономического отставания страны от ведущих мировых держав. Требовалось
что-то экстренно менять в организации хозяйственной жизни страны, в целом в
системе управления. Принцип демократического централизма, изначально перенесенный
в ее основание из устава партии, был хорош при необходимости полной централизованной
мобилизации ресурсов, благодаря чему страна одержала победу в Великой
Отечественной войне и в кратчайший срок превратилась из лапотной России в
первую космическую державу. Но в послевоенный период чем дальше, тем больше
пошло отставание от Запада по той причине, что этот принцип тотального
подчинения указаниям сверху сдерживал творчество масс. В то время как в рыночной
экономике Запада всегда были условия для хозяйственной самодеятельности. В
стране советов действовал базовый принцип «можно только то, что разрешено», на
Западе – «можно все, что не запрещено».
Но после смерти Сталина вместо должного раскрепощения
хозяина сперва пошла хрущевская оттепель и дурь, потом брежневский застой и т.д.
В конечном счете Горбачев получил страну в ситуации затяжной стагнации. И не
хватило ему ни ленинского ума (о классовой морали – отдельный разговор), ни
китайской мудрости для целенаправленного проведения перестройки, потому и довел
он страну до распада. После чего добивание осколков страны советов не
представляло особого труда для победителей в «холодной войне». Готовые команды неолиберальных
«чикагских мальчиков» и «экономических убийц», имеющих опыт покорения стран так
называемого третьего мира, успешно справились с задачей, консультируя местных «реформаторов».
В той же России и в Украине сценарий был один и тот же – тотальная
декоммунизация народного хозяйства и общественного сознания (бахвальство Чубайса). Катастрофические
последствия такого рода «реформ» мы видим воочию. Оценивая происходящее Л.М. Кравчук
заявил еще в 2005 году: «Если бы я знал в 91-м году, что будет так, как сейчас,
что в зале будут унижать друг друга народные депутаты, что президент будет
думать только о том, где сидеть и в какой дворец переехать, что вместо
демократии будет беспредел, я бы не подписал Беловежского договора, я бы скорее
себе руку отрезал». Это он сказанул, конечно, для красного словца, да и то
только по части происходящего в зале заседаний Верховной Рады, но все же.
Второй Президент независимой Украины Л.Д. Кучма,
вступая в 1992 г. еще только на должность премьер-министра и будучи, в отличие
от Л.М. Кравчука, внутренне озадаченным целеполаганием – куда же все-таки
вести страну, задал народным депутатам, поддержавшим его, вопрос: «Скажите,
какое общество мы собираемся строить, и я его буду строить». Но у них, как и у
Горбачева, не было ответа, и топ-менеджер страны получил полномочия без
постановки задачи. Он и стал действовать по собственному усмотрению. И только в
1996 г. им сообща с депутатами было обозначено в 1-й статье Конституции Украины
(КУ):
«Україна є суверенна і
незалежна, демократична, соціальна,
правова держава.»
При этом они не стали называть все это
словонагромождение каким-то одним словом – социализм, капитализм … , хотя могли
бы J
Уже после своей
отставки Кучма писал:
«Мы почему-то боимся говорить вслух, что в 1991 году стали на путь построения
общества классического капитализма. Точнее, классического демократического
капитализма. Такое общество в мировом масштабе доказало свои преимущества перед
«реальным социализмом». Мне всегда было важно иметь полную ясность в этом
вопросе. Если мы официально говорим «да» капитализму, то должны сказать «да»
всем атрибутам, всем свойствам, признакам, особенностям такого общества! «Да» -
частной собственности. «Да» - классу национальной буржуазии. «Да» - свободному
рынку и свободной конкуренции. «Да» - государственной поддержке национального,
в том числе и крупного, капитала. «Да» - построенной на рыночных началах
социальной системе. В прятки играют лишь в детском возрасте. Сегодня могу
сказать: десять лет я строил в Украине классический демократический
капитализм».
Хотел бы обратить внимание на это
обстоятельство - Л.Д. Кучма проводил реформы, не афишируя их конечную цель
– строительство капитализма. Точно также нигде официально не обнародована и цель
тех реформ, которые стали проводиться в Украине после Майдана, когда мы попали
под внешнее управление. Но мне так представляется, что этой целью является
отнюдь не счастье украинских граждан, а ликвидация Украины как суверенного
государства.
Итак, Кучма, как и Горбачёв, тоже не
имел изначально чертежей будущего страны, но он не стал долго ломать голову и
что-то синтезировать, а начал тупо строить капитализм по образцу экономически
развитых стран. Что из этого получилось, мы наблюдаем – страна подведена к краю
пропасти. Хотя мог бы избрать и какой-либо самобытный украинский путь, как это
сделал, к примеру, белорусский лидер, сумевший не только сохранить страну в
неразрушенном состоянии, но и добиться определенного прогресса. Хотя и в
Белоруссии есть, что покритиковать.
А ведь по идее синтез лучшего из разных
общественных систем в единое целое должен породить нечто совершенное, некую
гармонию в системе межчеловеческих отношений и отношений с окружающей природой.
И, кстати, лидерами Демплатформы в КПСС предлагалась в перестроечное время в
качестве привлекательной для советского человека «морковки» модель
демократического социализма в Швеции – модель социализированного капитализма.
Так почему же мы так основательно «пролетели» мимо этой модели? И почему
нынешний лидер синтеза – Китай – страдает целым рядом социальных пороков, в
первую очередь, коррупцией? Что же все-таки должен являть собой этот
синтез-гармония?
В Харькове предпринята коллективная
попытка дать ответ на этот вопрос в Идеологии гармоничного общества, разработка
которой длится уже более 12 лет со дня учреждения Ассоциации политических и
общественных организаций «Духовно-интеллектуальный выбор». А начиналось все с
подготовки и принятия Декларации Ассоциации в 2008 году, в которой нами
коллективно был сделан первый структурированный анализ достоинств и недостатков
советского общественного устройства в сравнении с тем, что у нас получилось
после отказа от него и реформирования в западном направлении. Из Декларации:
«История постсоветской Украины - это история слома тоталитарной
системы общественных отношений, имеющей в своей основе монополию
коммунистической партии на истину, власть, и собственность, и зарождения нового
- открытого,
конкурентного общества, характеризующегося многопартийностью, плюрализмом
мнений и форм собственности. В этом -
суть проводимых в этот период преобразований.
Этот курс был избран высшим руководством
страны под влиянием тех демократических настроений, которые доминировали в
обществе в период обретения Украиной независимости. Он сохранялся неизменным
все прошедшие с тех пор годы, и ему же остается приверженной большая часть
политических сил Украины сегодня.
За прошедший период Украина значимо
продвинулась по пути развития демократии, рыночной экономики и гражданского
общества. В своей основе были сформированы:
· Многопартийная
политическая система Украины, в которой уже действует принцип политической
ответственности – партии не только декларируют избирателям обещания, но и
стремятся их выполнять.
· Рыночное
законодательство и предпринимательский корпус, способный эффективно
хозяйствовать в сложных украинских условиях.
· Третий сектор –
самоорганизующиеся «ячейки гражданского общества»: профсоюзы, общественные
организации, движения, гражданские инициативы и иные негосударственные,
некоммерческие объединения граждан.
Однако эти достижения дались обществу
слишком дорогой ценой:
· Нанесен
колоссальный ущерб промышленности и сельскохозяйственному комплексу, науке и
образованию, здравоохранению и культуре.
· Резко снизился
жизненный уровень населения, повысилась смертность и упала рождаемость,
произошел массовый отток граждан Украины на ПМЖ за границу.
· Существенно
подорвано физическое и психическое здоровье нашего народа, снизился
интеллектуальный уровень выпускников школ и вузов, общество духовно и морально
деградировало.
Как никогда остро тенденция деградации
общества и власти проявляет себя в регионах. Роскошные особняки и бездомные
дети, пиршества «избранных» и голодающие пенсионеры, право сильного и бесправие
слабого – всего не перечесть, что утвердилось у нас в постсоветской жизни,
смотрится дико и является совершенно недопустимым. Власть с помощью грязных
политических технологий и шоу-выборов попадает в руки тех, кто в открытую
разворовывает общенародную и коммунальную собственность, не останавливаясь при
этом ни перед чем, даже у детей отбирает все то, что когда-то принадлежало им.
Что лежит в основе этих негативных явлений?
Неужели это обратная сторона медали наших позитивных достижений и это все
взаимосвязано и неизбежно? И неужели во имя демократических свобод необходимо
было разрушать наши всемирно признаваемые высоты в научной, технической и
духовно-интеллектуальной сферах, и скатиться,
благодаря этому,
до уровня развивающихся стран?
На начальном этапе реформ негативные
последствия были обусловлены, в основном, разрывом народно-хозяйственных связей
бывших республик СССР, возникшим в связи с этим управленческим хаосом и
хищническим разворовыванием общегосударственной собственности.
Однако кризисные явления последних лет
имеют уже иные причины: узурпация власти бизнес-группировками, тотальная
коррупция и низкий профессионализм пришедших во власть. В основе всего этого и
лежат как раз нововведенный институт частной собственности в сочетании с
неспособностью молодого независимого государства обеспечить народу социальные
гарантии и произошедшей за реформенные годы духовной деградацией украинского
общества. Эти факторы в совокупности и породили бесчеловечную систему
эксплуатации многомиллионного народа Украины.
Особую опасность, с далеко идущими
последствиями, несет для будущего страны разрушение ментальности нашего народа,
в основании которой, благодаря во многом православию, всегда лежал приоритет
духовно-нравственных ценностей над материальными. Сегодня с помощью лозунга
«Обогащайся!», вброшенного в массовое сознание еще инициаторами демонтажа
советской системы, происходит «перепрограммирование» нашей ментальности под западный
стандарт «человека потребляющего». Этому способствует также агрессивная,
вездесущая реклама всевозможных благ и на это же направлена продолжающаяся
против нас «холодная война» в информационной, духовной и духовно-религиозной
сферах. Когда распался СССР, за океаном была произнесена знаменитая фраза о
том, что «мы развалили Советский Союз, на очереди православие».
Постоянно звучащий со всех сторон призыв
лишь к материальному преуспеянию постепенно обесценивает духовные, моральные
основы нашего народа, и ради обогащения сегодня стало продаваться, как
говорится, все – и честь, и совесть, и мать родная. Внедряемое в сознание
отношение к богатству как к единственной ценности с неизбежностью разрушает
экономическую и правовую культуру государства, порождает несправедливость в
распределении плодов труда, социальную "войну всех против всех".
Стяжание богатства ради богатства заводит в тупик и личность, и дело, и
национальную экономику, и страну в целом. И катастрофичность положения сегодня
такова, что вполне может возникнуть вопрос о самом существовании государства
Украина.»
С тех пор прошло 12 динамичных лет и
сегодня я бы уже не смог утверждать в самом первом пункте о том, что партии
стремятся выполнять свои обещания J,
но в остальном этот анализ отражает и нынешние еще более печальные реалии,
когда действительно стоит вопрос о самом существовании государства Украина. А
тогда, спустя еще 4 года, на собрании представителей общественно-политического
актива Харьковщины, инициировавшем 28.07.2012г. создание
общественно-политической коалиции "За Народовластие!", было принято
Обращение к гражданам Украины, в котором с болью отмечалось следующее:
«В ходе перестройки,
"демократизации" и строительства "рыночной экономики" были
уничтожены тысячи заводов, целые отрасли промышленности, подорваны основы
сельского хозяйства, был нанесен колоссальный ущерб науке, образованию,
здравоохранению и культуре. В результате – снижение жизненного уровня и то, что
сегодня называют геноцидом украинского народа, – подрыв физического и
психического здоровья, интеллектуальная и моральная деградация, превышение
смертности над рождаемостью, сокращение населения на 10 млн.»
Такого рода последствия дезинтеграции
Советского Союза и последующих событий просматривались изначально, поэтому на
всеукраинском референдуме 1991 г. я не поддержал Акт провозглашения
независимости Украины. Мне, работнику ракетно-космической отрасли, вполне были
представимы катастрофические последствия разрушения единого
народнохозяйственного комплекса. В итоге я принял сделанный народом Украины
выбор как данность, с болью в сердце наблюдал, как на моих глазах уничтожается
гордость страны – ее промышленный и научно-технический потенциал, и с годами практически
полностью посвятил свою жизнь будущему Украины, уйдя из любимой
научно-технической отрасли в общественно-политическую сферу. Со временем только
осознал – я ушел на фронт.
Хотелось бы подчеркнуть, что оба процитированных
выше документа дорогого стоят, они – продукт коллективного мыслетворчества. Помнится,
как мы - представители общественных и политических организаций в полном диапазоне
от большевиков до либералов - встречались раз-другой на неделе в течение 2-х
месяцев и в жарких дискуссиях ваяли Декларацию Ассоциации. После каждой встречи
выходили выжатые как лимон, еле волоча ноги J.
В конечном итоге в вопросах власти и собственности консенсуса с большевиками так
и не достигли, и они остались при своих интересах, но последующее утверждение
Декларации на учредительном мероприятии сопровождалось заверением, что это не
последнее наше слово и мы берем на себя обязательство в дальнейшем проработать
дискуссионные вопросы. Что и делалось все эти годы. Результатом – проекты Идеологии
гармоничного общества и Доктрины народовластия, где темы
власти и собственности раскрыты, наконец, в той мере, что появилась возможность
определить общественное устройство (строй) и вычертить траекторию и вектор его
развития в удобной для анализа трехмерной системе координат – духовная, хозяйственная
и политическая (управленческая) сферы - и дать ответы на все принципиально
важные вопросы.
Указанная трехмерная система координат
вырисовалась у нас в 2008 г. при написании Декларации как-то сама по себе
естественным образом. Скорее всего по той причине, что в моем сознании всплыл тезис
Ю. Гайсинского про монополию коммунистической партии на истину, власть, и
собственность, который он озвучил на заседании харьковского клуба «Демократия»
еще в 1989-1990 г. Врезался он в мою память тогда на всю оставшуюся жизнь.
Построенная таким образом триада стала
потом переходить из документа в документ. Позже уже обратил внимание, что
аналогичным образом определил составляющие общественного строя и
Б.Д. Гаврилишин в своем докладе Римскому Клубу «До ефективних суспільств. Дороговкази в майбутнє», а именно:
ценности, политическое управление, экономическая система. Но в рамках
ценностного блока он рассматривает только социальные ценности, о духовных
вообще ни слова. В рамках политического блока Богдан Дмитриевич не дотянул до высот
народовластия. И соответственно в экономическом блоке не поднялся до
общенародной собственности. Но, как бы то ни было, а составляющих – три. Еще
позже мне вспомнилась ленинская работа «Три источника и три составных части
марксизма» и тут я окончательно уверовал в то, что мы на правильном пути. Три –
святое! J
А теперь о самом главном – о конечной цели развития общественной
системы – во имя чего она должна совершенствоваться? Ведь именно цель и призвана
определять средства по ее достижению. И, кстати, должна ли вообще быть цель общественного
развития как таковая?
Вопрос отнюдь не праздный. За многие годы
общественно-политической деятельности мне неоднократно приходилось вести дебаты
со сторонниками либеральных взглядов, отстаивающих позицию свободного
общественного развития (дрейфа) без искусственной установки каких-либо
ориентиров и целенаправленного движения к ним. В качестве весомого аргумента
они приводят, как правило, печальный опыт СССР. Да и Всевышнего иногда вспоминают:
«Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». J
Дебатировать с ними можно до
бесконечности. Но сама жизнь опровергает их подходы. – Люди повсеместно
планируют свою деятельность (и либералы, кстати, тоже J). А вот удается ли реализовать
планы – это уже второй вопрос. Все зависит как от качества планов и уровня
исполнителей, так и, конечно же, от Всевышнего - в виде всяческих форс-мажоров.
J
Немаловажна также мотивация при
постановке цели. Можно идти от необходимости разрешения какой-то проблемы.
Таковой была мотивация у Горбачева – ему надо было разрулить те проблемы,
которые накопились в советском обществе до его прихода во власть. А можно идти
от мечты, которая зовет своей притягательной силой. Большевикам удалось увлечь
народ мечтой о справедливом обществе без эксплуатации человека человеком.
«Не
проблемы должны толкать Вас в спину, а вперёд вести мечты», - сказал как-то
свои всемирно известные слова американский хоккеист, серебряный призёр зимних
Олимпийских игр 1932 года Дуглас Эверетт. Разделяю этот его подход J.
Б.Д. Гаврилишин был также руководим
мечтой и в самом названии своего доклада обозначил цель-мечту – эффективное
общество. Но что это такое? По какому критерию определять эффективность
общества, чтобы можно было численно сравнивать разные общественные системы?
Автор не предложил такого единого количественного критерия.
Вместе с тем мировое сообщество в лице
ООН уже ввело в практику оценивания уровня развития стран целый ряд числовых показателей:
Индекс человеческого развития (ИЧР), Индекс качества жизни, ряд показателей
достижения Целей развития тысячелетия и, наконец, - Международный индекс
счастья. Последний показатель был введен относительно недавно после принятия Генеральной
Ассамблеей ООН в 2011 г. Резолюции 65/309 «Счастье: целостный подход к
развитию», в которой говорится: «счастье олицетворяет всю совокупность целей в
области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия». Этот показатель и
призван, по идее, давать интегральную оценку уровня развития страны.
Принятие Генеральной Ассамблеей ООН поистине
эпохальной резолюции о счастье говорит о том, что уровень развития
человеческого сообщества во всех его аспектах позволяет наконец-таки заявить о
возможности утверждения верховенства духовного в жизни человека и прийти к
постановке той единой наивысшей общечеловеческой цели, о которой когда-то могли
мечтать только философы и авторы утопий, – устремление к счастью.
Полагаю, нам следует выполнить данную
резолюцию ООН - утвердить счастье
граждан стратегической целью развития Украины и, отразив эту цель в преамбуле или в 1-й ст. Конституции Украины,
подчинить ей весь остальной текст КУ, а затем и жизнь страны.
Есть кто против? J
Упомянутая по тексту Идеология (12 редакция) кажется серьезным документом (32 страницы), но на самом деле это не идеология (как социализм или консерватизм), а партийная программа. Ну есть определенный стандарт в политологии. Документ с такого рода "замахом" - это не декларация, меморандум или воззвание, это именно партийная программа. Хотя и без партии.
ВідповістиВидалитиТакую программу может иметь и социалистическая (или социал-демократическая) и консервативная (или христианско-демократическая) партии. Все согласны насчет счастья, хотя пути к нему у каждой партии свои. Но идеологическая партия имеет своей опорой рядового члена, который есть в каждом городе, каждом селе и готов выполнять программу в меру своих сил. 12 редакция на этот счет не имеет никакой перспективы.