четвер, 23 січня 2020 р.

4. Базовые характеристики советского, западного и гармоничного общества



Советское
общество
Западное
общество
Гармоничное общество
Высшие ценности
Пропагандируется и поощряется верховенство духовных ценностей
Стимулируется и имеет место верховенство потребления
Имеет место верховенство духовных ценностей
Высшие (базовые) отношения собственности
Государственная и колхозно-кооперативная собственность на средства производства и произведенный продукт
Многообразие форм собственности, доминирует частная собственность. Произведенный продукт принадлежит собственнику средств производства.
Многообразие форм собственности, доминирует общенародная собственность. Произведенный продукт принадлежит его производителям.
Принадлежность верховной власти
Верховная власть принадлежит партийно-хозяйствен-ной номенклатуре
Верховная власть принадлежит представителям крупного капитала
Верховная власть принадлежит народу – единению граждан страны
А теперь – вкратце, тезисно последовательно пройдемся по каждой из составляющих.
4.1 Высшие ценности
Сначала о базовых понятиях.
Ценности – все то, чем мы дорожим. Каждая исторически конкретная общественная форма характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.
Ценности могут быть классифицированы следующим образом:
· Предметные ценности - то, что служит удовлетворению потребности (пища и пр.).
· Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых субъектом производятся процедуры оценивания (установки и оценки, императивы и запреты, выступающие ориентирами деятельности человека).
· Ценности социальных отношений – все, что ценится в отношениях между людьми.
· Духовные ценности – все, что ценится человеком (обществом) не из соображений материального потребления или выгоды, к примеру - счастье, любовь, истина, добро, красота.
Духовность человека (общества) – приверженность человека (общества) определенной системе духовных ценностей и соответствующему мировоззрению.
Советский Союз имел в самом своем основании высочайшее духовное начало, поскольку являл собой первую в мире столь грандиозную попытку установления справедливого общественного строя, о котором человечеству мечталось испокон веков. Этот прорыв к мечте был настолько масштабным, захватывающим и впечатляющим для мирового сообщества, что Ленин с легкой руки Джона Рида обрел звание «кремлевского мечтателя». Об этом же говорят и слова Герберта Уэллса в его интервью со Сталиным в 1934 г.: «Я еще не могу оценить то, что сделано в Вашей стране, в которую я прибыл лишь вчера. Но я видел уже счастливые лица здоровых людей, и я знаю, что у Вас делается нечто очень значительное. Контраст по сравнению с 1920 годом поразительный». Это высокое духовно-нравственное начало, жертвенность позволили большевикам выстоять и победить в кровопролитной гражданской войне, будучи во враждебном окружении, выстроить советскую государственность, разгромить немецкий фашизм, запустить первый космический спутник и человека на орбиту Земли и … на этом мечта выдохлась, коммунистический проект стал сворачиваться.
В интервью с экономистом и демографом Николасом Эберстадтом «Почему умирают русские» отмечается, что к концу правления Хрущева советские люди окончательно разуверились в возможности построения коммунистического общества. Был, правда, потом еще кратковременный период оптимизма, связанный с приходом во власть Брежнева (помню по настроениям своего отца – рядового коммуниста). И на этом всё закончилось. Дальше мы плавно покатились под гору.
Но при всем при этом идеологическая машина продолжала проводить партийную линию возвышения духа советского человека. И хотя Титаник Коммунизма уже приближался к краху, пассажиры на его палубах, не предвидя такого конца, пели и танцевали, любили друг друга … На это духовное безмятежье работала вся система воспитания и обучения, стимулирования, вся сфера культуры – кино, театры, музеи, библиотеки … Все печатное служило этой же цели. Советские граждане по заслугам считались самыми читающими в мире. Они могли выстаивать многолетние очереди не только за квартирой, машиной, или мебелью, но и за изданиями классиков отечественной и зарубежной литературы. И на спектакль в лучшие театры страны не так-то просто было попасть. Были полные залы кинотеатров. Лучшие кинофильмы и мультфильмы того периода с удовольствием смотрят люди до сих пор.
И все это давало эффект. Недаром взору зарубежного гостя советский человек являл собой нечто необычное – сама душевность, доброжелательность без какой-либо корысти. Помнится, как во время моего баллотирования в народные депутаты Украины в 1994 г. я общался с избирателями возле своего агитационного планшета на источнике в Саржином Яру. Подошли двое молодых парней с африканского континента и начали снимать на видеокамеру. Зачем вам это? – спрашиваю их. Оказалось, они закончили учебу в харьковском вузе и перед отъездом решили отснять на память наиболее полюбившиеся им места. В завершение они сказали, что объездили всю Европу, но нигде не видели таких удивительных людей как у нас.
Кстати, именно благодаря уникальным качествам советских людей, их оказалось легко облапошить и пустить по миру нищенствовать. Советский человек, взращенный в тепличных условиях за железным занавесом, попав внезапно после снятия этого занавеса в открытое западное пространство, оказывался легкой жертвой акул капитализма – тем самым лохом.
Но есть у советского человека и еще одно качество – вера в торжество справедливости, связанное опять же с памятью об Октябре, с победой в Великой Отечественной войне. И чтобы подорвать эту веру, растоптать чувство гордости и обезволить наш народ, все постсоветские годы идет тотальное уничтожение самой памяти о великих свершениях советского периода, наверх выносятся только трагические страницы, сбалансированная картина не дается. Кто-то по наивности полагает, что такого рода системность и постоянство антисоветской риторики не есть проявление чьей-либо целенаправленной политики. Но мы-то, совки, знаем на собственном советском опыте, что такое системная работа пропагандистской машины. И наблюдаем работу такого рода машины все постсоветские годы. Рухнул Советский Союз, рухнула коммунистическая пропагандистская машина, но заокеанская антисоветская машина продолжает работать, да еще и набирает обороты, доходя до антикоммунистической истерии, благо опыт маккартизма там имеется.
Информационная война, гибридная война – эти понятия сейчас на слуху. В этой войне не гнушаются ничем и есть многочисленные реальные жертвы этой войны. Но кровопролитие начинается только после предварительной подготовки психики людей к убийству. И готовят людей к этому бойцы информационной войны, сея в сознании людей ненависть.
И вот выборы прошлого года показали – украинский народ решительно отверг партию ненависти и войны, невзирая на ее столь мощную заграничную поддержку. Украинский народ жаждет мира! У Украины появился шанс на выздоровление и возвращение к одухотворенному образу жизни. И этот шанс нельзя упустить, он – судьбоносный!

В западном обществе, наряду с высочайшими достижениями культуры, в массе своей все значительно проще – никакой мечты, никакой глобальной цели, одно банальное потребление, т.е. практически животный образ жизни. За себя говорит даже само название – «общество массового потребления». Один из ярких представителей Франкфуртской философской школы Г. Маркузе по итогам длительного исследования современного ему общества опубликовал в 1964 г. труд, снискавший ему славу – «Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества». Автор исследования обнажил истинную суть того общества, которое называется свободным (либеральным), в то время как на самом деле в нем царит завуалированный неототалитаризм, людям навязана психология потребительства.
Приверженцами потребительской модели развития общества являются представители бизнеса, прибыль которых напрямую зависит от уровня потребления произведенных на их предприятиях товаров. Поэтому вся аудиовизуальная среда человека перенасыщена бизнес-рекламой – «двигателем экономического прогресса», и иными средствами воздействия на психику человека, на его подсознание, инстинкты, примитивизируя человека, побуждая в нем чрезмерное стремление к потреблению. Таким образом, общество в целом оказывается жертвой манипуляции со стороны его самой активной, предпринимательской части.
В силу данного обстоятельства население именно стран материального благополучия зачастую лишено веры в будущее и чувство оптимизма, без которых общество вряд ли можно назвать успешным. Более того, устроенная экономически развитыми странами изматывающая человечество гонка за миражом материального превосходства уже сегодня привела к тому, что постоянный стресс, сопутствующий этой гонке, делает все больше людей пациентами психиатрических клиник, толкает их на самоубийство, лишает радости семейного счастья и желания иметь детей. Население экономически развитых стран вымирает, пополняясь иммигрантами, что свидетельствует о том, что модель «общества массового потребления» уже изжила себя и являет собой угрозу самоуничтожения для всего человечества.
Но в конце прошлого века в развитых странах, в первую очередь в США, стихийно зародилось и стало шириться движение перехода от режима жизни человека потребляющего к режиму человека самореализующегося – дауншифтинг (downshifting) Люди, причисляющие себя к дауншифтерам, склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам (постоянному увеличению материального капитала, карьерному росту и т.д.), ориентируясь на «жизнь ради себя». Причем эти люди, как правило, состоявшиеся, достигшие высот в профессиональной деятельности и материально обеспеченные. Появление этого движения свидетельствует о том, что человечество в своем развитии уже подошло к необходимости смены ценностных приоритетов с потребления на самореализацию, которая и является источником человеческого счастья. Что интересно, в это же самое время мировое сообщество вызрело для принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о счастье.
Мировое сообщество постепенно прозревает, осознает, что бездуховность, отсутствие высоких смыслов человеческого бытия (экзистенциальный вакуум – В. Франкл) гибельно для человечества как в экологическом, так и социальном плане. Только в опоре на свои духовные начала имеет шанс на выживание все более могущественное и все более пагубно воздействующее на планету Земля человечество. Именно с этой позиции нами и заявлено верховенство духовных ценностей в грядущем гармоничном обществе. А иначе человечеству погибель. Об этом так сказал в прошлом веке известный французский гуманист, писатель, член Французской академии А. Моруа: «Следующее столетие либо будет духовным, либо следующего столетия не будет вовсе». Его дополнил академик Национальной академии наук Украины Ю. Пахомов: «Если дух уступит материи, она сотрет личность и общество».
В вышеотмеченных процессах, протекающих в духовной сфере советского и западного общества, есть нечто общее: человеческая популяция, достигнув довольно высокого уровня удовлетворения биологических и социальных потребностей, вдруг начинает вымирать, хотя, казалось бы, - живи и радуйся, плодись и размножайся! Но, как оказалось, просто есть, пить, заниматься сексом и т.п. человеку не интересно, нет воодушевляющего смысла. Что забавно, пока человек, как и остальные животные, боролся за выживание – этой проблемы не существовало, все силы и мысли были направлены на выживание. А как только появилась возможность подумать о высоком, тут-то и возникли проблемы. Горе Homo sapiens - от ума J.
Вымирают люди от этого горя по-разному: на Руси спиваются, дуреют, гибнут …, а на Западе просто перестают размножаться, как звери в тяжелой неволе. Но результат один и тот же. И, кстати, в этом плане наш поход в Европу – это поход в общеевропейскую братскую могилу, и постсоветское сокращение населения Украины – яркое свидетельство того, что мы на «правильном» пути.
А все почему? Опять же - все от внутренней духовной опустошенности, от обессмысленности бытия, от того самого экзистенциального вакуума, о котором сказал В. Франкл, и который не оставляет человеку ни единого шанса прожить жизнь счастливо. А раз так, то зачем она тогда нужна – такая никчемная жизнь?
В советском обществе был осмысленный период. Вот тогда и горели у людей глаза, расцветали улыбки, что и отметил Г. Уэллс. Был такой период, кстати, и в послевоенной Германии, как рассказывал мне как-то представитель Фонда имени Конрада Аденауэра. Немцы, освобожденные от фашизма, восстанавливали тогда страну из руин и верили в лучшее будущее. А сейчас в Германии самый низкий по Европе уровень рождаемости, оттого, наверное, там и приветствуется иммиграция.
О том, как все-таки системно, на постоянной основе решить вопрос заполнения духовной пустоты говорит Г.С. Сковорода
«Зміряли ми море, землю, повітря, небеса, потривожили внутрішність земельну ради металів, розмежували планети, повідшукували гори на місяці, найшли невидимих світів нещислиму кількість, будуємо дивовижні машини, засипаємо безодні, зупиняємо воду - Боже, чого ми тільки не вміємо? Чого ми тільки не можемо?
Але горе, що при всім тім чогось великого не стає. Нема чогось, чого і назвати не вміємо. Знаємо, що не стає чогось, а що воно таке - не розуміємо. … І се явне нашої души незадоволення чи не позволяє нам догадатися, що всі оті науки не можуть думки нашої наситити. Безодня душевна ними не наповняється
Я наук не хулю, навпаки - я хвалю й найпослідніше ремесло. Але те хули є достойне, що, на сі науки надіючися, забуваємо ми найвищу науку - науку щастя людського, до якої всякому віку, всякій землі, всякому полу і зросту завжди двері відчинені.»
Дополняет Григория Саввича В.Г. Короленко:
«Человек создан для счастья, как птица для полета.»
Прожить жизнь счастливо, в любви, даря радость себе и людям, – вот в чем смысл человеческого бытия! Коль довелось тебе родиться - неча скиглить и нудиться! Надо браться за свою судьбу и делать свое дело – самореализоваться на свое и всеобщее благо. Через творчество, созидание человек удовлетворяет свою наивысшую духовную потребность, реализует свое особое духовное качество творца, отличающее его от всех других представителей живой природы. В этом его счастье, его миссия и его спасение.
Но путь, избранный дауншифтерами, - уход в себя, в свое индивидуальное счастье – не решает проблему. Невозможно быть счастливым, если вокруг тебя беда, если окружающее общество продолжает путь в небытие. В это же небытие оно затянет и всех дауншифтеров. Спасение возможно только общими усилиями. Делать надо всё вместе! Это же так здорово! Никогда не возникнет чувство одиночества, ненужности и связанная с этим депрессия. Человек существо общественное, ему свойственны социальные потребности в безопасности, принадлежности и любви, уважении, одобрении и признании.
Известно также, что человек, встроенный в религиозные или идеологические системы, всегда привязан своим мироощущением к великой идее. При этом он либо чувствует себя песчинкой рядом со Всевышним и благодарит его за каждый миг своего существования и счастлив этим мигом, либо, как это было, в частности, у нас, ощущает себя "колесиком, винтиком единого пролетарского дела", и счастлив своей причастностью к великому делу, не помышляя при этом о своем отдельном счастье вне счастья других. В. Маяковский: «Радуюсь я - это мой труд вливается в труд моей республики».
Более того, то же христианство видит истинный смысл кратковременного земного бытия человека в том, чтобы каждый, самореализуясь в соответствии со своим даром, осознанно и целеустремленно служил друг другу: "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" – Первое соборное послание святого апостола Петра (4: 10). Об этом же говорит Луций Анней Сенека: "Если хочешь жить для себя, живи для других", и А.С. Макаренко: "Наша коммунистическая этика должна быть рассчитана на миллионы счастливых, а не на счастье только мое. Логика старая – я хочу быть счастливым человеком, мне нет дела до остальных. Логика новая я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы и все остальные были счастливы. Тогда и я буду счастлив".
Осознавая необходимость объединения украинского народа на основе национальной идеи, мечты, лучшие умы Украины уже наработали множество соответствующих предложений. Пора делать инвентаризацию этих наработок и выносить их на всенародное обсуждение. Распорошенный, индивидуализированный украинский социум обречен.
4.2 Армия сильна духом, нация – мечтой!
Как видно из изложенного, по части духовности Советский Союз был на верном пути и был в лидерах мирового сообщества. Утраты в духовной сфере за постсоветские годы – это откат назад. Мы получили вместо ленинского «Учиться, учиться и учиться!» - «Потреблять, потреблять и потреблять». Теперь предстоит непростая многолетняя задача возрождения утраченной духовности с учетом ее современного понимания. Для этого необходима соответствующая институциональная реформа, реализация которой создала бы условия для проведения целенаправленной государственной политики, предусматривающей:
·      Культивирование высоких духовных, нравственных идеалов, стремления к научным знаниям, постижению и творению прекрасного, ведения здорового образа жизни в сочетании с мерами, препятствующими популяризации асоциальных явлений (насилия, жестокости, наркомании и иных человеческих пороков), демонстрации насилия в качестве нормы в человеческих отношениях и утверждению в качестве культурных героев индивидов, способных эффективно осуществлять насилие.
·      Должное бюджетное финансирование духовной сферы деятельности, стимулирование частного инвестирования в нее. Придание высокого социального статуса и приоритетного уровня в материальной оценке труда людям, формирующим ценностные ориентации социума – работникам сферы культуры, воспитания и образования.
·      Переориентацию информационного пространства (аудиовизуальной среды) на задачу формирования одухотворенной личности. Более 50% рекламного пространства должны быть предназначены для этого.
Эффективность реализации данных задач по одухотворению общественного сознания можно объективно оценивать как по конечному эффекту - уровню счастья в обществе, так и методом от обратного – по уменьшению числа зарегистрированных статистикой проявлений бездуховности в виде асоциальных явлений: убийств, насилия, наркомании, суицидов…
4.3 Высшие (базовые) отношения собственности
Тема собственности, как и власти, - ключевая!
Именно эти темы были вынесены на лозунги Октября: «Фабрики – рабочим!», «Землю – крестьянам!», «Власть – советам!». Это и помогло победить большевикам.
Вот только кинули потом всех! Чем нас, сегодняшних, уже и не удивишь J. Шиш получили рабочие, крестьяне и советы. Собственность и власть сконцентрировались в руках партхозноменклатуры, прикрывавшейся ником ГОСУДАРСТВО. Вместо обобществления произошло огосударствление собственности. О том, что так с неизбежностью произойдет, предсказывал еще Г. Плеханов, скептически относившийся к идее классовой диктатуры пролетариата. Никакой классовой власти не получилось, получилась беспредельная власть конкретных лиц. Против человеческой природы не попрешь: власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Получившие неограниченную власть утопили страну в крови. Особенно досталось крестьянам. Как только ни выкорчевывали в них мелкобуржуазное классовое нутро. Жирную точку поставили голодомором по всей хлеборобной России.
Несмотря на это, приверженцы марксизма утверждают - идеи Маркса верны, особенно касательно уничтожения права частной собственности на средства производства, во всем виноваты исполнители. И даже возрождение частного права на территории бывшего СССР и в Китае не убеждает их в обратном. И тот же ленинский НЭП, установивший капитализм государственного образца, для них не аргумент.
Пытаться переубедить их – пустое занятие. История все рассудит и расставит по местам.
А ведь даже с позиции марксистско-ленинской диалектической логики развитие общества - это продвижение от простого к сложному, по пути, прежде всего, усложнения системы социальных институтов. В этом плане предлагаемое Марксом радикальное упрощение – сведение всех форм собственности к одной-единственной общественной – означает откат назад, к племенному пещерному образу жизни, когда все было общее.
Ленин серьезно готовился к взятию власти, за два месяца до Октября завершил известный труд «Государство и революция», в котором развивал тезис Маркса об «отмирании» государства, а соответственно и об «отмирании» права, которое без государства не функционирует. Но это «отмирание» виделось как очень длительный процесс, уходящий даже вглубь самого коммунизма, т.е. практически в бесконечность J. Поэтому, обжегшись после Октября на своей скоропалительной попытке решить этот вопрос слету, и будучи вынужденным «отъехать» в сторонку со своим нескромным предложением безотлагательного уничтожения права частной собственности, он перешел к длительной осаде, под названием НЭП. И включил при этом на полную мощность свои юридические познания. Весьма интересна для понимания роли права в этом процессе выдержка из его письма Наркомюсту, с содержанием которого знакомилось только руководство. Врагам народа знать это было не положено J.
«О ЗАДАЧАХ НАРКОМЮСТА В УСЛОВИЯХ
НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО Д.И. КУРСКОМУ
Копии:  1)   Молотову для членов Политбюро
2)    А.Д. Цюрупе
3)    Рыкову (когда приедет)
4)    т. Енукидзе для членов Президиума ВЦИК.
С особой просьбой: не размножать, только показывать под расписку, не дать разболтать, не проболтать перед врагами.
20/П. 1922.
т. Курский!
Деятельность Наркомюста, видимо, совсем еще не приспособлена к новой экономической политике.
Прежде боевыми органами Соввласти были главным образом Наркомвоен и ВЧК. Теперь особенно боевая роль выпадает на долю НКЮста; понимания этого, к сожалению, со стороны руководителей и главных деятелей НКЮста не видно…
Идет подготовка нового гражданского законодательства. НКЮст "плывет по течению"; я это вижу. А он обязан бороться против течения. Не перенимать (вернее, не дать себя надувать тупоумным и буржуазным старым юристам, кои перенимают) старое, буржуазное понятие о гражданском праве, а создавать новое. Не поддаваться Наркоминделу, который "по должности" тянет линию "приспособления к Европе", а бороться с этой линией, вырабатывать новое гражданское право, новое отношение к "частным" договорам и т. п. Мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Мы допускаем капитализм только государственный, а государство, это — мы, как сказано выше. Отсюда - расширить применение государственного вмешательства в "частноправовые" отношения; расширить право государства отменять "частные" договоры; применять не corpus juris romani к "гражданским правоотношениям", а наше революционное правосознание; показывать систематически, упорно, настойчиво на ряде образцовых процессов, как это надо делать с умом и энергией; через партию шельмовать и выгонять тех членов ревтрибуналов и нарсудей, кои не учатся этому и не хотят понять этого…

P. S. Ни малейшего упоминания в печати о моем письме быть не должно. Пусть, кто хочет, выступает за своей подписью, не упоминая меня, и побольше конкретных данных!»
ПСС т.44 стр. 398

Какая потрясающая расстановка приоритетов! На первую позицию выведен Народный комиссариат юстиции, и это даже в сравнении с Народным комиссариатом по военным делам и всесильным ВЧК! А все почему? – Потому как с помощью одной только статьи в правовом акте (законе) можно лишить кого-то собственности, или наоборот – облагодетельствовать, не приводя при этом в движение армию или карательные отряды.
Приведу соответствующие примеры уже из нашей действительности.
Читаем Декларацию о государственном суверенитете Украины:
«Народ України має виключне право на володіння, користування і розпорядження національним багатством України.
Земля, її надра, повітряний простір, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території Української РСР, природні ресурси її континентального шельфу та виключної (морської) економічної зони, весь економічний і науково-технічний потенціал, що створений на території України, є власністю її народу, матеріальною основою суверенітету Республіки і використовуються з метою забезпечення матеріальних і духовних потреб її громадян.»
Читаем теперь ст.13 КУ:
«Земля, її надра, атмосферне повітря, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території України, природні ресурси її континентального шельфу, виключної (морської) економічної зони є об’єктами права власності Українського народу. Від імені Українського народу права власника здійснюють органи державної влади та органи місцевого самоврядування в межах, визначених цією Конституцією.»
Как видно из этой статьи «весь економічний і науково-технічний потенціал, що створений на території України» уже не принадлежит народу Украины. Как такое могло произойти? На каком правовом основании? И кто стал его собственником? Согласно Цивильному кодексу Украины такими собственниками могли стать фізичні особи та юридичні особи, держава Україна, Автономна Республіка Крим, територіальні громади, іноземні держави та інші суб'єкти публічного права.
Из этой же статьи КУ видно, что сам народ свои права собственника на природные ресурсы также не осуществляет, за него это делают «органи державної влади та органи місцевого самоврядування», т.е. практически народ лишился и природных ресурсов. Нынешняя ситуация с землей в этом плане показательна. Плевать, что народ против продажи земли – своей собственности. Как решат «органи державної влади», так и будет.
Вот так наш украинский Наркомюст высокопрофессионально отработал поставленную ему задачу - полностью лишил народ его собственности. Без единого выстрела. Тишь и благодать. Только сейчас из-за земли граждане переполошились.
Ситуация с землей интересна еще тем, с правовой точки зрения, что, благодаря ночной хитромудрости наших законодателей, в КУ одновременно дано право собственности на землю и народу, и частнику – на радость и коммунистам, и капиталистам. Что в рамках континентального права собственности, на котором строится отечественная правовая система, недопустимо. Не могут быть одновременно два субъекта собственности по отношению к одному и тому же объекту. Между ними – конфликт, грозящий гражданской войной. Поэтому даже не имеющий верхнего образования товарищ Гройсман проявил как-то удивительно глубокие познания в области права и предложил руководствоваться в вопросе о земле не континентальным правом, а англо-саксонским, в рамках которого объектом собственности является не сам предмет (земля, сооружение, …), а какое-либо правомочие по отношению к нему – право пользования, управления, наследования … (11 правомочий). И эти правомочия по отношению к одному предмету могут находиться у разных собственников. При этом на рынке собственности присутствует не сам предмет, а правомочия по отношению к нему.
Что теперь будет – неведомо. Но такое складывается впечатление, что вследствие турборежима работы наших законодателей у нас получится какая-то дивная украинская правовая смесь, которую потом наверняка придется перереформировать и приводить в какой-то надлежащий системный порядок.
Но не это главное, а в каком направлении должны проходить реформы права собственности. То, что ныне декларируется и делается, – обнуление общественной собственности в пользу частной – точно такое же движение вспять, как и в сфере духовности.
Во-первых, это движение противоречит общемировой тенденции увеличения доли общественной собственности. Вот как говорит об этом в своей статье «ХХI век: в чем был прав и в чем ошибался Карл Маркс» А.В. Бузгалин: «Анализ классического индустриального капитализма показал, что для него характерно обобществление производства. Не просто концентрация и специализация, но обобществление – сложный процесс роста взаимозависимости отдельных технологических комплексов, разворачивающийся по мере прогресса общественного разделения труда. Этот прогресс приводит к тому, что, выражаясь современным языком, нерегулируемый, стихийный рынок, основанный на индивидуальной частной собственности, становится малоэффективен. И это в полной мере подтвердилось сначала в процессе развития ассоциированной собственности акционерных предприятий, затем в виде государственного ограничения и регулирования рынка, вызванного к жизни Великой депрессией.
Стало практикой капитализма и ассоциирование собственности в виде передачи части акций работникам предприятий, развития кооперативов, государственного сектора, а он в развитых капиталистических странах много больше, чем принято думать. Традиционная статистика учитывает только государственные фирмы, чья доля в ВВП действительно невелика. Но в общественной собственности находятся в большинстве случаев наиболее ценные ресурсы современного мира: значительная часть недр, природные заповедники, значительная часть земельного фонда (особенно крайне дорогого городского), культурные ценности и информационные богатства, значительная часть учреждений культуры, образования и науки».
Во-вторых, это противоречит Декларации о государственном суверенитете Украины, согласно которой «Народ України має виключне право на володіння, користування і розпорядження національним багатством України.» Декларация утверждена референдумом 1991 года при голосовании в поддержку Акта провозглашения независимости Украины на ее основе и имеет более высокий статус, чем КУ. Поэтому без санкции народа Украины отчуждение кем бы то ни было его собственности не допустимо. Об этом всем участникам правового безобразия известно. Самое забавное, что они же ратуют за народовластие. Диву даюсь, ведь народ, когда возьмет власть в свои руки, «отмотает» все назад на полном правовом основании и предложит вернуть на место национальные богатства, да еще и с компенсацией.
В каком же направлении следует проводить реформы права собственности? Несомненно, что в том, в котором уже почти столетие движется глобализирующееся человечество, - в направлении интеграции и кооперации, сохраняя при этом все свободы для частной инициативы. Будущее за этим вектором.
Единственный проблемный узел в экономической сфере – непрерывный рост разрыва в доходах между самыми богатыми и самыми бедными. Это взрывоопасная и аморальная ситуация, требующая безотлагательного разрешения. Для этого Идеологией гармоничного общества предлагается ввести в действие естественное право собственности на результаты своего труда и строить отношения собственности на едином подходе – всё, что создано человеком, является его собственностью, и что создано природой и общим трудом, является общей собственностью. И уже с этой исходной позиции выстраивать систему производственных отношений с участием субъектов хозяйствования всех форм собственности.
При этом следует особо отметить, что природные ресурсы планета Земля являются общим достоянием человечества и всех иных ее обитателей. Ответственное рациональное использование природных ресурсов людьми на территориях государств призваны осуществлять народы, на территориях административно-территориальных единиц - территориальные громады.
Введение в действие указанного подхода устранит противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения, исключит аморальную эксплуатацию человека человеком, восторжествует справедливость. О том, как вместе трудиться и как распределять произведенное, участники производства договариваются в соответствии с законом до начала производственного процесса вне зависимости от формы собственности. При этом снимается и антагонизм участников производственного процесса, их отношения к совместно произведенному продукту выстраиваются на договорной основе, в том числе и на основе доминирующей сегодня модели отношений «работодатель – наемный работник». Основанное на данном подходе богатство правовых форм производственных отношений позволит всем наилучшим образом реализовать себя в производственной сфере.
Распределение потребляемых в обществе благ призвано обеспечить всем гражданам равные возможности для самореализации, а поэтому должно осуществляется одновременно на основе трех базовых принципов:
Принцип «каждому – по труду». Согласно данному принципу каждый участник экономических отношений получает блага в соответствии с его общественно признанным вкладом в совокупный общественный продукт. Вклад может осуществляться как посредством своего живого труда, так и своего овеществленного труда в виде капитала – материального, интеллектуального, финансового.
Принцип безусловного основного дохода (БОД). Согласно данному принципу каждый, безотносительно его трудового участия, получает минимальный доход в размере, который, с одной стороны, позволит безработным жить достойно, не берясь за любую работу, а с другой стороны не приведет к отказу от удовлетворения потребности в самореализации, от поиска интересной и хорошо оплачиваемой работы. Предлагаемый механизм перераспределения дохода позволяет оценить труд, который сегодня не оплачивается – ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимопомощь между соседями, социальная, культурная и гуманитарная деятельность, которая выполняется на общественных началах.
Принцип безоплатного получения благ. Согласно этому принципу функционируют в основе своей системы здравоохранения, образования и воспитания, осуществляется социальное обеспечение недееспособных – не могут быть предметом торга здоровье и жизнь человека; каждый, вне зависимости от его имущественного положения, должен иметь равный с другими доступ к знаниям и духовным ценностям; каждый должен быть социально защищен.
Главным субъектом собственности и хозяйственной деятельности в Украине является народ, полноценно реализующий, в том числе с помощью электронных средств коммуникации, права собственника на следующие объекты общенародной собственности:
·   земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории страны, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны;
·   естественные общегосударственные монополии в сфере финансов, энергетики, транспорта, связи и иной инфраструктуры;
·   система образования и здравоохранения, культура, научная отрасль, оборонные предприятия, иные предприятия стратегического значения.
Вторыми по значению субъектами собственности и хозяйственной деятельности являются территориальные громады, реализующие права собственника коммунальной собственности на соответствующих земельных территориях, получаемых в постоянное пользование на основе правил, установленных народом Украины.
Завершая этот раздел, хотел бы обратить внимание на один ключевой момент.
В цитируемой выше ленинской работе «Государство и революция», есть такой фрагмент:
«Государство есть "особая сила для подавления". Это великолепное и в высшей степени глубокое определение Энгельса дано им здесь с полнейшей ясностью. А из него вытекает, что "особая сила для подавления" пролетариата буржуазией, миллионов трудящихся горстками богачей должна смениться "особой силой для подавления" буржуазии пролетариатом (диктатура пролетариата). В этом и состоит "уничтожение государства как государства". В этом и состоит "акт" взятия во владение средств производства от имени общества.»
Выделено жирным мною. Эта мысль принадлежит правоведу Ленину, а не экономистам Марксу или Энгельсу, которые видели обобществление как акт непосредственного перехода объектов собственности в руки общества. А для Ленина было достаточно взятия власти в стране, что автоматически подчиняет всех собственников с их собственностью новым власть имущим посредством права. Этот принципиально отличающийся от Маркса подход и открыл путь НЭПу.
Опыт мировой истории показывает, что собственность всегда, во всех своих проявлениях, по большому счету была сосредоточена в руках государства, и государство всегда обременяло собственника разными видами обязанности, в первую очередь налогами и иными поборами. Особенно это касалось земли. В так называемом цивилизованном мире земля исстари принадлежала суверену – властителю страны (монарху, государю …). Подданные получали землю всего лишь в пользование.
С позиции этого подхода, взяв власть в свои руки, народ Украины станет полновластным хозяином страны, реальным субъектом права, сувереном, обладающим верховной властью, и выстроит под себя все народное хозяйство Украины, все отношения собственности. Став собственником правового поля, народ станет и верховным собственником всего, из чего извлекает пользу посредством правового регулирования, в том числе путем налогообложения. И все собственники (частники, акционеры и пр.) будут ходить под народом и работать во имя и на благо народа по законам, которые установит народ. Именно так – через обобществление власти (народовластие) и произойдет практическое обобществление всей созданной нацией собственности, превращение ее в национальное богатство.
Осмелюсь предположить, что у украинского народа хватит мудрости быть рачительным хозяином. Что под его руководством будет комфортно жить и трудиться всем гражданам Украины, в том числе нынешним отечественным олигархам. Особенно в современных условиях, когда мировая финансовая олигархия и транснациональные корпорации попирают суверенитет государств. В этих условиях даже крупный национальный капитал будет заинтересован в предсказуемом и неподвластном внешним влияниям народном государстве, где твой бизнес, пусть и не сверхприбыльный, защищен от чьего бы то ни было произвола, нежели, к примеру, сегодня пановать олигархом, а завтра быть под прессом спецслужб и прокуратуры, либо в списке разыскиваемых Интерполом. Выбор тут простой – или ты служишь холопом у мировых воротил, или занимаешься бизнесом на благо своего народа.
Хотелось бы особо обратить внимание, что в ходе проводимых реформ по ликвидации общественной собственности происходит ликвидация государственности. Приватизированная собственность с неизбежностью перейдет под внешнее управление, а значит и вся хозяйственная деятельность в стране начнет управляться извне. Такова цель этих реформ.
Поэтому во имя спасения Украины от внешнего управления ключевой реформой в сфере отношений собственности должно быть наращивание участия народа в управлении народным хозяйством и создание возможностей для развития любых форм собственности в сфере производства благ, наделив государство ролью топ-менеджера всего народного хозяйства, управителя общенародной собственностью и гаранта соблюдения прав собственников.

1 коментар:

  1. Сосредоточимся на исходной табличке.
    Советский союз оставим в покое, его уже нет. А вот Запад есть. И он охарактеризован в духе советского агитпропа. Реальный мир с точки зрения умершего. А вот Гармоническое общество - это же Город солнца. Или коммунизм. Фантазия автора. Можно ли ее сравнивать с советским описанием Запада?
    Думаю, табличка ошибочна, что делает и последующие рассуждения совершенно ложными.

    ВідповістиВидалити

Будь ласка, не вагайтесь, Ваша думка важлива.