Итак, в начале третьего тысячелетия мировое
сообщество определилось наконец с самым главным в своей жизни и, придав счастью
человека наивысший статус, о чем мудрейшие люди планеты Земля говорили уж много
веков (как же долог этот путь – признание истины!), обозначило счастье интегральной
целью развития человечества. Т.е. генеральный курс развития мирового сообщества
теперь задан и, казалось бы, уже можно, засучив рукава, вместе дружно
приступить к работам по достижению поставленной цели. Но, как выяснилось,
каждый по-своему понимает, что такое счастье, а раз так, то каждый по-своему видит
и пути его достижения, в том числе пути необходимого для этого совершенствования
общественного устройства.
И тут не лишним будет вспомнить, что путь к народному счастью прокладывали когда-то и большевики, воспевая в Марше коммунистических бригад (1958):
И тут не лишним будет вспомнить, что путь к народному счастью прокладывали когда-то и большевики, воспевая в Марше коммунистических бригад (1958):
«Будет людям счастье, счастье на века;
У Советской Власти сила велика!»
Т.е. как оказывается, цель-то стратегическая
у них, унаследованная еще от социалистов-утопистов, была верная, вот только
путь к цели, по которому они повели страну, был жутким, кровавым. Что, впрочем,
было нормой для того времени, если учесть след I-й
Мировой войны и взятый большевиками на вооружение европейский опыт французских
революций, в том числе Парижской коммуны. Доверились большевики европейцам, в
том числе Марксу и Энгельсу, не вняли словам отечественного мыслителя Ф.М. Достоевского
о недопустимости слезинки ребенка и получился сущий кошмар. Мораль - своим умом
жить надо!
А какие еще могут быть пути к народному счастью?
И что же есть такое счастье?
О счастье много чего наговорено за
тысячелетия философами, психологами, писателями, поэтами… Но, когда за эту тему
взялись еще и нынешние правители стран, получилось нечто совсем иное, даже
немыслимое. J
Сегодня, в силу отсутствия единого понимания феномена
счастья, количественные замеры уровня счастья производятся по методикам,
которые вряд ли следует признать такими, что обеспечивают объективность
получаемых результатов. Пока что даже в Королевстве Бутан, инициировавшем
рассмотрение вопроса о счастье на саммите ООН, пользуются второстепенными
показателями, объединенными в интегральный показатель Валового национального
счастья, характеризующий, в частности, обеспечение справедливого
социально-экономического развития, сохранение и развитие традиционных
культурных ценностей, охрану природы и правильное управление страной. В то же
время Комплексный Международный индекс счастья (Happy Planet Index) отражает
благосостояние людей и состояние окружающей среды в разных странах мира,
включая в свой состав три показателя: субъективная удовлетворенность жизнью
людьми, ожидаемая продолжительность жизни и так называемый «экологический
след». А в ежегодном Всемирном докладе ООН о счастье для оценки национального
счастья используются 6 факторов: ВВП на душу населения, социальная поддержка,
ожидаемая продолжительность жизни, свобода граждан самостоятельно принимать
жизненно важные решения, щедрость и отношение к коррупции.
Вот и получается у них: главное в счастье - ВВП на
душу населения, т.е. средняя температура по палате. J
А где же собственно само счастье? Как духовный
феномен?
Введение материальных компонент в оценку счастья
произошло неспроста – первые же замеры счастья путем непосредственных опросов граждан
показали, что наиболее счастливы отнюдь не жители экономически развитых стран.
Это подтверждается, в частности, опубликованными в газете «Бильд», 2003г.
следующими данными исследований, проведенных в 15 странах мира по заказу
Всемирного экономического форума в Давосе:
"Жители процветающей Германии - самые большие
пессимисты. Только 13% из них встретили 2003г. с чувством оптимизма и
уверенности в том, что «мир движется в правильном направлении», в то время как
наибольшими оптимистами, верящими в то, что «добро победит зло», оказались
китайцы – 90%. На втором месте среди оптимистов – Индия (49%), на третьем –
Мексика (39%). Четвертое место поделили Россия и США".
Введение же показателя ВВП в интегральную оценку
счастья сразу расставило все "как надо", теперь на первых позициях
рейтинга - экономически развитые страны. А значит – ничего и менять не надо с
введением показателя счастья, все и так прекрасно. J Хотя богатые тоже плачут L.
Очень мило у них получилось! Но неча нас
дурить-то! И чем мы хуже того же Бутана, который по-своему меряет счастье? Мы тоже
имеем свою думку о счастье! И о том, что для счастья нужно. J Вот, к примеру, как сказал о
счастье родоначальник отечественной философской мысли Г.С. Сковорода: «Бути щасливим – се
значить пізнати себе чи то свою природу, взятись за свою долю і робити своє
діло»
Говоря современным языком, речь у него идет
о самореализации человека, но никак не о ВВП на душу населения. Несомненно, что
человек должен быть здоров, сыт, одет, обут и пр., иначе какая может быть
самореализация. Поэтому счастье человека в полном объеме – состояние чувств от полного,
высшего удовлетворения всей пирамиды его базовых биосоциодуховных потребностей, начиная с физиологических и завершая
духовными, на самой вершине которых согласно А. Маслоу и находится
потребность в самоактуализации (самореализации). На эту духовную вершину и рекомендует
взбираться Григорий Саввич каждому человеку и человечеству во имя счастья –
личного и общего! (Не ведал А. Маслоу, что разместил он украинское счастье
на самой вершине пирамиды базовых потребностей! J.)
Не
могу не упомянуть в контексте указанного понимания счастья (через
удовлетворение потребностей) о частенько упоминавшемся в докладах
Л.И. Брежнева чувстве глубокого удовлетворения. - Глубоко счастливым
человеком был Леонид Ильич! J
Подводя
итог осмыслению целеполагания, можно предложить следующий вариант введения темы
счастья в текст КУ:
Стаття 1.
Україна – щастя країна, в якій всім
громадянам надані рівні можливості для щасливого життя шляхом самореалізації
задля свого й загального блага.
Мне
почему-то думается, что граждане Украины поддержат такую поправку к КУ J.
Равенство
возможностей в этой формуле следует из 1-й ст. Всеобщей декларация прав
человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и
правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг
друга в духе братства.»
Резюмируя, хотелось бы обратить внимание
на одно немаловажное обстоятельство. Цель общественного развития, определяемая через
самореализацию граждан, органично объединяет в себе высокое гуманистическое
начало с прагматической направленностью – два в одном. С одной стороны, на
путях самореализации в семейной жизни, труде и досуге каждый из нас творит свое
счастье и, с другой - через самореализацию каждого из нас обеспечивается
максимально эффективное использование основного современного ресурса –
человеческого потенциала. Вот и выходим мы таким образом на эффективное
общество Б.Д. Гаврилишина, которое, как оказывается, если посмотреть на
него еще и через призму счастья, будет являть собой гармоничное общество –
совершенное единение людей друг с другом, с Природой и Вселенной, при котором
всем предоставлены равные возможности для счастливой жизни – самореализации на
свое и всеобщее благо (Идеология гармоничного общества). Очень жаль, что нет
его уже с нами, мы бы так дружно потрудились над реализацией совместного
проекта!
И еще. Наше отечественное понимание
счастья в силу выявленной конкретики позволяет довольно просто делать
непосредственные замеры уровня счастья в обществе путем проведения опросов
граждан. Используя в качестве методологической подсказки видение счастья
И. Буниным: "Человека делают счастливым три вещи – любовь, интересная
работа и возможность путешествовать", вполне возможно проводить опрос по
трем отдельным темам, касающимся успешности самореализации соответственно в
труде, семейной жизни и досуге:
• Любите
ли Вы свою работу (дело)?
• Довольны
ли Вы личной, семейной жизнью?
• Нравится
ли Вам, как Вы проводите свой досуг?
А с помощью дополнительного открытого
вопроса о том, что препятствует самореализации, можно выявлять требующую
разрешения общественную проблематику – здоровье, уровень доходов, экология,
безопасность и пр. Люди сами все напишут.
Такого рода опрос по отдельным аспектам
жизнедеятельности человека исключает возможность появления неоднозначности,
возникающей в случае, если спрашивать человека напрямую о его счастье в целом, при
том, что каждый понимает счастье по-своему. Да и многое зависит при ответе на прямой
вопрос еще от того, в каком контексте он поставлен, каково понимание счастья в
конкретном социуме, в зависимости от времени года, погоды…
Вычисляемый по итогам опроса процент
счастливых граждан вполне может служить показателем совершенства, гармоничности
общественного устройства. Чем больше процент, тем более оно совершенно,
гармонично – таков критерий.
И вот только теперь, руководствуясь
отечественным пониманием счастья и критерием общественного совершенства и
гармонии, можно попытаться выработать предложения о том, в каком именно направлении
следует развивать составляющие украинского общественного устройства, чтобы продвигаться
к поставленной цели – счастливой жизни граждан Украины.
При этом очевидно надо изначально согласиться
с тем, что украинское общественное устройство должно проектироваться таким
образом, чтобы оно было органичным ментальности народа. Иначе оно будет народом
не принято. В подтверждение этому тот факт, что, к примеру, вбрасываемые иногда
в украинский политический дискурс варианты экономически эффективных
общественных моделей образца Сингапура или ОАЭ не получают поддержки в
общественном мнении. Украинцам больше нравится Швейцария - в плане демократии, а
в социальном плане – скандинавские страны.
Также с учетом национальной особенности
следует использовать при проведении реформ и современный институциональный
подход, в рамках которого термином «социальный институт» обозначается
одновременно вся совокупность субъектов социального взаимодействия и
нормативные регуляторы их взаимодействия. Т.е. социальными институтами
являются: государство, политические партии, семья, церковь, трудовые
организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой
информации и т.д., а также социальные нормы и культурные образцы, определяющие
устойчивые формы социального поведения и действия.
Некритическое институциональное копирование
чужого позитивного опыта может оказаться либо бесполезным, либо губительным для
Украины, что мы и наблюдаем уже воочию. Известная формула "что русскому
хорошо, то немцу - смерть" вполне применима и для украинцев, и в обратном
направлении.
По части заимствования западного опыта нравится
мне известный анекдот:
«Лежит туземец под пальмой на родине и млеет.
Мимо проходит бизнесмен из Европы.
— Вот ты лежишь бездельничаешь, а мог бы
на пальму залезть, нарвать бананов. Пойти на рынок и продать.
— А зачем?
— Ну как зачем! На деньги с проданного
купишь тележку и нарвёшь намного больше!
— А зачем?
— Да ты с проданного уже сможешь купить
грузовик и возить большие объёмы, потом наймешь работников, а сам будешь лежать
и ничего не делать!
— А я, в принципе, и так лежу и ничего
не делаю!» J
Как видим, счастье для них обоих
заключается в одном и том же – в ничегонеделании. А вот пути достижения разные
- в силу национальных ментальных особенностей, имеющих в своей основе, в том
числе, и географический фактор – в европах под пальмой не поразлеживаешь J. Кстати, такой анекдот мог
появиться только на Руси, где все по щучьему веленью, моему хотенью … J
Итак, оговорив дополнительно необходимость
учета национальных особенностей и детально разобравшись с целеполаганием и с
системой координат, приступаем к постановке задачи институционального
совершенствования украинской общественной системы, которая в самом общем виде выглядит
следующим образом - общественное
устройство Украины должно быть таким, чтобы всем гражданам были предоставлены
равные возможности для счастливой жизни – самореализации на свое и всеобщее
благо.
Посмотрим теперь, как эта общая
постановка задачи должно проявиться во всех трех сферах - в духовной,
хозяйственной и политической - по их трем главным показателям:
· высшие ценности,
· высшие (базовые)
отношения собственности,
· принадлежность
высшей (верховной) власти.
При этом следует сразу отметить, что все
три указанные составляющие общественной системы взаимосвязаны друг с другом,
образуя единую институциональную ткань цельного социального организма. С одной
стороны, всепроникающим связующим элементом являются ценности, на основе
которых выстраиваются и отношения собственности, и отношения власти. Но, с
другой стороны, и система ценностей, и система отношений собственности так или
иначе навязываются обществу обладателями верховной власти в соответствии с их
интересами, обслуживают их цели. Т.е. сначала – верховная власть, а потом все
остальное. А с третьей стороны, у кого собственность – у того и реальная
власть. J
Но начнем, все-таки, с власти. Так
начинают все революционеры J.
1.
Верховная
власть в гармоничном обществе должна принадлежать народу - единению всех
граждан. Только при этом условии всем могут быть предоставлены равные
возможности для счастливой жизни. Требование равенства имеет под собой
нравственную основу - недопустимость унижения достоинства человека неравенством.
И только когда в массовом сознании укрепится эта нравственная позиция, только
тогда станет возможным утверждение народовластия. Таки, как ни крути, а первична
не власть, а духовно-нравственные ценности, в конечном счете признанные
обществом. Поэтому вполне справедлив известный тезис - каждый народ имеет то
правительство, которое он заслуживает.
2.
Собственность
должна присутствовать во всевозможных формах, предоставляя всем неограниченные
возможности для творчества в хозяйственной деятельности на свое и всеобщее
благо. Доминирующей формой является общенародная собственность – по праву
хозяина в доме J. Произведенный
продукт изначально принадлежит его производителю – таково, опять же, требование
естественной морали.
3.
В
общественном сознании должно быть утверждено верховенство духовных ценностей,
материальные и социальные ценности подчинены человеческому устремлению
реализовать свой творческий духовно-интеллектуальный потенциал во имя своего счастья.
Посмотрим теперь, как в совмещенном виде
в таблице выглядят базовые характеристики советского, западного и предлагаемого
гармоничного общественного устройства, чтобы в сравнении увидеть курс действующих
реформ и курс стратегических реформ общественного устройства Украины, реализация
которого может привести страну к гармонии и счастью.
Здесь, как мне кажется, смешаны жанры: лирический послеобеденный философизм и конституционализм. Но снова народовластие заменяет демократию. Это все вместе делает серьезное отношение к тексту невозможным.
ВідповістиВидалити