Всеукраинский союз общественных организаций
«ГРАЖДАНСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»
Общественно-политическая коалиция
«За Народовластие!»
ДОКТРИНА
НАРОДОВЛАСТИЯ
( вторая
редакция )
Харьков – Киев – Львов
проект 2
Доктрина
народовластия
Власть – народу! Власть – громадам!
1. Общие
положения
1.1. Правовой основой народовластия является равенство прав граждан на страну, на общую собственность, на безопасную и комфортную общую окружающую среду.
1.2. Реализация этих прав осуществляется через народовластие как общенародное самоуправление, при котором на основе принципа большинства исключительно дух, интеллект и воля народа определяют правила обще-жития в стране и каждый ее гражданин имеет возможность на равных с другими принимать участие в выработке и принятии управленческих решений наивысшего уровня, касающихся его жизни, контролировать деятельность органов управления.
1.3. Народовластие – это власть народа, громады над:
– общенародной собственностью, собственностью громады;
– всеми и каждым в стране и громаде соответственно;
– представительными, исполнительными, судебными и контролирующими органами государственного и местного значения.
1.4. Воля народа или территориальной громады выявляется посредством механизмов прямого волеизъявления – референдума или общего собрания, результаты которых обладают статусом управленческих решений наивысшего уровня на общегосударственном и местном уровнях соответственно.
1.5. В случае невыполнения государственными или местными органами управления, а также отдельными выборными лицами воли народа или громад граждане имеют право прекратить их деятельность с помощью:
– императивного мандата;
– местного или всеукраинского референдума или общего собрания;
– акций неповиновения и других действий, вплоть до восстания - как крайней меры.
2.
Собственность
2.1. В общенародной собственности находятся:
– земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны;
– энергодобывающая отрасль, государственные электрогенерирующие предприятия и электросети от этих предприятий до конечного потребителя;
– железнодорожная инфраструктура и подвижной состав, иные транспортные коммуникации и средства общегосударственного значения;
– оборонные предприятия, иные предприятия стратегического для Украины значения;
– государственная система денежного обращения.
2.2. У громад административно-территориальных единиц, микрорайонов, кварталов, улиц, многоквартирных домов и т.д. находятся:
– в пользовании – выделенные по закону участки земли;
– в собственности – общее имущество громад.
3. Референдум и общее собрание
3.1. Референдумы (общие собрания) проводятся ежегодно, а также внеочередным образом на всеукраинском и местном уровнях. Принятие решения о проведении внеочередного референдума (общего собрания) относится к компетенции представительных органов управления. Инициатива о проведении всеукраинского или местного референдума (общего собрания) может происходить от граждан по требованию, заявленному с помощью интернета или посредством сбора подписей, не менее 1% от численности дееспособного взрослого населения Украины или громады соответственно.
3.2. На референдум (общее собрание) могут быть вынесены любые вопросы, подготовленные должным образом. Вопросы готовят представительные органы управления, а также граждане и их объединения, инициировавшие референдум.
3.3. Ответственными за проведение референдума являются исполнительные органы управления.
3.4. Проведение референдума осуществляется под контролем объединений граждан и в условиях равного доступа к средствам массовой информации представителей различных точек зрения на обсуждаемую проблематику.
3.5. Голосование на референдуме осуществляется либо очным образом, либо по интернету по правилу "один гражданин – один голос". В голосовании имеют право принимать участие все дееспособные граждане Украины возрастом старше 18 лет. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, принявших участие в голосовании.
3.6. На ежегодный референдум (общее собрание) в обязательном порядке выносятся следующие вопросы:
– оценка деятельности избираемых должностных лиц органов управления, суда и прокуратуры за прошедший год (удовлетворительно, неудовлетворительно, нет мнения). В случае неудовлетворительной оценки большинством участников референдума (общего собрания) полномочия соответствующих лиц прекращаются.
– утверждение стратегических направлений развития страны, административно-территориальных единиц на предстоящий год.
3.7. Исключительно посредством всеукраинского референдума утверждаются:
– отчуждение или передача в пользование объектов общенародной собственности, обобществление (национализация) объектов чьей-либо собственности по согласованию с собственником;
– утверждение конституционных положений, стратегических направлений развития Украины;
– вступление Украины в международные союзы и выход из них;
– решения об изменении территории страны.
3.8. Исключительно посредством местных референдумов или общих собраний осуществляется:
– отчуждение или передача в пользование объектов собственности громад, передача в пользование участков земли, обобществление объектов чьей-либо собственности по согласованию с собственником;
– утверждение положений уставов, стратегических направлений развития громад.
3.4. Проведение референдума осуществляется под контролем объединений граждан и в условиях равного доступа к средствам массовой информации представителей различных точек зрения на обсуждаемую проблематику.
3.5. Голосование на референдуме осуществляется либо очным образом, либо по интернету по правилу "один гражданин – один голос". В голосовании имеют право принимать участие все дееспособные граждане Украины возрастом старше 18 лет. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, принявших участие в голосовании.
3.6. На ежегодный референдум (общее собрание) в обязательном порядке выносятся следующие вопросы:
– оценка деятельности избираемых должностных лиц органов управления, суда и прокуратуры за прошедший год (удовлетворительно, неудовлетворительно, нет мнения). В случае неудовлетворительной оценки большинством участников референдума (общего собрания) полномочия соответствующих лиц прекращаются.
– утверждение стратегических направлений развития страны, административно-территориальных единиц на предстоящий год.
3.7. Исключительно посредством всеукраинского референдума утверждаются:
– отчуждение или передача в пользование объектов общенародной собственности, обобществление (национализация) объектов чьей-либо собственности по согласованию с собственником;
– утверждение конституционных положений, стратегических направлений развития Украины;
– вступление Украины в международные союзы и выход из них;
– решения об изменении территории страны.
3.8. Исключительно посредством местных референдумов или общих собраний осуществляется:
– отчуждение или передача в пользование объектов собственности громад, передача в пользование участков земли, обобществление объектов чьей-либо собственности по согласованию с собственником;
– утверждение положений уставов, стратегических направлений развития громад.
4. Представительские
органы управления
4.1. Высшим представительным органом управления в Украине является Вече, состав которого формируется и обновляется наполовину каждый год путем репрезентативного случайного выбора из числа дееспособных совершеннолетних граждан Украины. Вече наделено следующими исключительными полномочиями:
4.1.1. Осуществлять подготовку и внесение вопросов на всеукраинский референдум.
4.1.2. Осуществлять конкурсный отбор социальных проектов для последующего внесения на всеукраинский референдум.
4.1.3. Официально толковать Конституцию Украины и законы Украины, решать вопрос о соответствии Конституции Украины актов государственных органов управления.
4.1.4. Назначать на конкурсной основе и отзывать руководителей судов, силовых и контролирующих ведомств всеукраинского уровня.
4.1.5. Отменять любые решения государственных органов управления, распускать Верховную Раду Украины.
4.2. Представительными органами управления народа и громад Украины есть советы, которые формируются путем самоорганизации по схеме покаскадного делегирования представительными органами полномочных представителей снизу вверх (с возможностью замены по факту недоверия), начиная с представителей домовых или уличных советов и заканчивая Верховной Радой Украины.
4.2.1. Выборы представителей на каждом уровне самоорганизации осуществляются по моральным и профессиональным качествам открытым образом из числа кандидатур, предложенных громадами многоквартирных домов или улиц с соответствующей территории с учетом рекомендаций политических и общественных организаций, других объединений граждан.
4.2.2. Громада дома или улицы может в любое время отозвать своего представителя, если он не оправдал доверия. Осуществляется это путем отзыва своего голоса членами громады. Если будет отозвано большинство голосов, данных в его поддержку при выдвижении, полномочия представителя прекращаются.
4.2.3. Представительные органы управления наделены полномочиями принимать нормативно-правовые акты, утверждать бюджеты и планы развития, назначать на конкурсной основе и отзывать высших руководителей исполнительных органов управления, которые наделены в рамках имеющегося бюджета единоличными полномочиями формировать структуру исполнительного органа и осуществлять в нем кадровые назначения.
4.3. Представительными органами духовно-интеллектуальной элиты на всеукраинском и местном уровнях являются советы старейшин. Советы старейшин избираются общим собранием представителей территориальных громад. Всеукраинский совет старейшин имеет полномочия формирования состава Вече путем репрезентативного случайного выбора и организации открытого и публичного, с участием всех желающих, социального проектирования, для чего:
4.3.1. По собственной инициативе или инициативе граждан организует рассмотрение общественно значимой темы - информирует граждан, осуществляет сбор от них соответствующих социальных проектов, осуществляет первичную отбраковку неадекватных предложений, организует обсуждение на специально созданном для этой цели интернет-ресурсе.
4.3.2. Вносит отобранные социальные проекты на конкурсное рассмотрение Вече.
4.3.3. Обеспечивает по итогам конкурса совместную работу автора победившего проекта с авторами других проектов с целью выработки согласованного варианта, при этом победивший проект берется за основу, а его автор осуществляет доработку текста в процессе обсуждения.
4.3.4. Вносит доработанный проект на референдум в соответствии с действующим законодательством.
4.4. Аналогично организуется социальное проектирование на местном уровне, вводя институт совета старейшин и другие организационные моменты в уставы территориальных громад.
5. Исполнительные органы
управления
Исполнительные органы управления готовят проекты бюджетов и программ развития, утверждают их в соответствующем представительном органе и обеспечивают выполнение. Подготовка проектов осуществляется совместно с представителями общественных объединений в общественных советах.
Принято
как проект на собрании представителей общественно-политического актива
Харьковщины 28.07.12 http://www.zobov.org.ua/content/330/ и доработано по итогам круглого стола
«Методологические основания современного социального проектирования»
19.11.2014. http://dialogs.in.ua/index.php?showforum=316
Пояснительная записка
к проекту Доктрины народовластия
Наш
народ, образованный и трудолюбивый, проживая в стране, богатой ресурсами, в
большинстве своем бедствует, прозябает в нищете, влачит жалкое существование и
вымирает. В ходе перестройки, "демократизации" и строительства
"рыночной экономики" были уничтожены тысячи заводов, целые отрасли
промышленности, подорваны основы сельского хозяйства, был нанесен колоссальный
ущерб науке, образованию, здравоохранению и культуре. В результате – снижение
жизненного уровня и то, что сегодня называют геноцидом украинского народа, –
подрыв физического и психического здоровья, интеллектуальная и моральная
деградация, превышение смертности над рождаемостью, сокращение населения на 10
млн. человек.
Все это происходит по вине тех, кто у власти. Но сколько мы туда ни
избирали, все одно власть получается антинародная, поскольку антинародная
избирательная система. При ней народ всегда будет проигрывать, как при игре с
шулерами, и нет его в том вины.
Мы, участники собрания общественно-политического актива Харьковщины 28
июля 2012 г .
http://www.zobov.org.ua/content/320/ , кровь от крови и плоть от плоти народной – остатки
недобитой интеллигенции, страдаем вместе с народом. Мы разочаровались в тактике
индивидуального выживания и встраивания в эту жизнь. Надо общими усилиями
устранять действующую шулерскую систему управления. И мы понимаем, что никто,
кроме нас – народа Украины – за нас этого не сделает. Для этого мы объединились
и в муках выработали проект Доктрины народовластия, который предлагаем вниманию граждан Украины для
совместного обсуждения и последующей доработки, а в данном материале этот
проект разъясняем.
* * *
Как
известно, первое представление о демократии (народовластии) как форме правления
возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление
всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается,
что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех
существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная
демократия", где решения принимали все взрослые члены рода или племени.
Практически всю историю человечества народами кто-то правил. Правили по
собственному усмотрению и, руководствуясь собственными интересами, правили
по-разному. Монархи, президенты, генеральные секретари, финансовые олигархи… (О
ком-то осталась добрая память, а кого-то вспоминают с проклятиями.) И даже в
стране с самой развитой на сегодня демократией – в Швейцарии, стране
референдумов, – реально правят те, кто содержит швейцарские партии и кто
владеет средствами манипуляции массовым сознанием.
Народовластие, как правление народа самим собой – общенародное
самоуправление, при котором субъект и объект управления совпадают, еще нигде в
мире никогда не существовало. Но стремиться к этому надо, поскольку там, где демократии больше, люди живут, как
правило, лучше. И этим во многом объясняется разрыв в уровнях жизни людей разных
стран.
Как
показывают общемировые кризисные явления последних лет, даже самые развитые
демократии уже нуждаются в реформировании и совершенствовании. И для этого
сейчас открываются новые, невиданные ранее возможности в связи с появлением
средств коммуникации на основе Интернета и мобильной связи. Уже сегодня в ряде
стран Европы прямые, непосредственные консультации первых лиц государств с
гражданами, а также личное участие граждан в написании проектов конституции и
их принятии становится новой демократической нормой. Форма прямого
(непосредственного) народовластия из утопии превращается на наших глазах в
реалии.
Предлагаемый
проект Доктрины народовластия выполнен в контексте назревающих конституционных
реформ и являет собой попытку проектирования общегосударственной системы
управления с учетом вышеуказанных новых мировых веяний и отечественных
исторических традиций общинного образа жизни. Разработчики питают надежду, что
эта инициатива сослужит пользу в деле государственного строительства.
Предлагаемая
в проекте Доктрины народовластия система управления отличается от ныне
действующей следующими характеристиками:
1.
Референдум
– норма жизни!
Всеукраинский
и местные референдумы или общие
сборы проводятся регулярно (не реже
одного раза в год) по стандартному набору вопросов (оценка деятельности
народных избранников и утверждение стратегических направлений развития) и по
дополнительным инициативным вопросам. Решения, принятые на референдуме (сборах), обладают статусом управленческих решений
наивысшего уровня на общегосударственном и местном уровнях, соответственно.
2.
Только
народ и территориальные громады вправе распоряжаться общенародной
собственностью и собственностью территориальных громад соответственно.
Отчуждение
и обобществление собственности осуществляется только решениями референдумов или общих сборов, что исключает возможность
разворовывания общенародной собственности и собственности территориальных общин
представительными органами или первыми лицами органов управления.
3.
Устраняется
возможность формирования в стране финансовой олигархии. Минимизируется влияние финансового и
административного факторов на избрание состава представительных органов
управления, которые формируются путем самоорганизации по схеме покаскадного
делегирования полномочных представителей снизу вверх (с возможностью замены по
факту недоверия), начиная с представителей домовых или уличных советов и
завершая Верховной Радой Украины.
Делегирование
осуществляется представительными органами открытым образом на конкурсной основе
из числа кандидатов, выдвинутых напрямую на любой уровень управления общинами
многоквартирных домов или улиц в частном секторе на соответствующей территории,
с учетом рекомендаций политических и общественных организаций, других
объединений граждан.
Община
дома или улицы может в любое время отозвать своего представителя, если он не
оправдал доверия. Осуществляется это путем отзыва своего голоса членами общины.
Если будет отозвано большинство голосов, отданных в его поддержку при
выдвижении, полномочия представителя прекращаются.
4.
Обеспечивается
высокий профессионализм и персональная ответственность в управлении за счет
конкурсного отбора представительными органами первых лиц их исполнительных
органов. На первые лица исполнительных органов ложится вся ответственность за
качество проектов бюджетов и программ развития, выносимых на рассмотрение
представительных органов.
5.
Обеспечивается
высокий уровень использования творческого потенциала граждан Украины,
профессиональных, общественных, политических и иных организаций в решении задач
развития страны и ее административно-территориальных единиц посредством
организации двух параллельных схем совместного мыслетворчества.
Первая схема предназначена для выработки
стратегически важных социальных проектов, утверждаемых референдумами или общими
сборами. Ее деятельность организует новый социальный институт – Совет
старейшин, в состав которого
избираются лучшие представители духовно-интеллектуальной элиты, моральные
авторитеты. Совет старейшин организует социальное проектирование посредством проведения
открытого и публичного конкурса с участием всех желающих.
Вторая
схема функционирует на основе общественных советов при исполнительных органах и
предназначена для выработки проектов, утверждаемых представительными органами.
Все проекты, выносимые исполнительными органами на утверждение представительных
органов управления, проходят таким образом обязательную общественную
экспертизу.
6.
Обеспечивается
преемственность стратегического курса и программ развития страны и ее
административно-территориальных единиц при происходящих кадровых заменах в
представительных органах управления, поскольку все стратегические вопросы
обсуждаются и утверждаются всем народом или общинами соответственно.
7.
Обеспечивается
действительное представительство всех слоев общества и полностью исключается
возможность узурпации власти в стране, кем бы то ни было, посредством создания
высшего представительного органа – Вече, состав которого формируется путем
репрезентативного случайного выбора из числа дееспособных совершеннолетних граждан
Украины и обновляется наполовину каждый год.
Всем
сомневающимся в применимости метода жеребьевки рекомендуем обратить внимание на
уже имеющийся опыт Исландии, когда в 2010 г . проект Основного закона писали 950
простых граждан, избранных произвольно (по лотерейной системе) членами
Национальной Ассамблеи http://worldcrisis.ru/crisis/1061703/thread_t
.
Организованное на основе вышеприведенных подходов народовластие
способно обеспечить устойчивое бескризисное функционирование и развитие
общества, благодаря наличию прямых и обратных управляющих связей как от
отдельных граждан, так и от их объединений.
В
рамках предлагаемой модели народовластия управление общественным развитием
осуществляется посредством принятия и исполнения решений согласно следующей
иерархии:
– Народ посредством референдума определяет
цель, стратегические направления развития страны, расставляет приоритеты во
всех сферах жизнедеятельности – политике, экономике, социальной сфере… (народ
выступает заказчиком управленческих услуг).
– Верховная Рада Украины на конкурсной основе
отбирает наилучшую стратегию претворения в жизнь народных чаяний (народного
заказа) и топ-менеджера (президента или премьер-министра – наименование
должности не важно), способного реализовать данную стратегию.
– Топ-менеджер набирает команду и в режиме
сотрудничества с общественностью готовит все необходимые для реализации
стратегии руководящие документы, утверждает их на Верховной Раде Украины и
приступает к исполнению.
Граждане
Украины и Верховная Рада Украины контролируют исполнение.
Научно
обоснованная и общественно выверенная постановка вопросов стратегического
развития на всеукраинский референдум обеспечивается совместной работой Совета
старейшин и Вече над формулировками вопросов и выработкой социальных проектов.
По
аналогичным схемам, утвержденным в уставах территориальных громад, протекают
управленческие процессы и на местном уровне.
Всеукраїнська спілка громадських організацій «ГРОМАДЯНСЬКА СОЛІДАРНІСТЬ»
Тел/факс 044-594-65-09, 067-506-86-44, E-mail: palivnik@ukr.net
Исполнитель
Зобов М.И., 095-886-73-53, mark_zobov@mail.ru
Немає коментарів:
Дописати коментар
Будь ласка, не вагайтесь, Ваша думка важлива.